Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 12 сентября 2013 г. N 52/9
на проект федерального закона N 298254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(в части увеличения размера страхового возмещения по вкладам)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 298254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается повысить размер страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации с 700 000 рублей до 1 000 000 рублей; ввести дифференцированный подход к порядку исчисления и уплаты банками страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов путем разделения ставок страховых взносов на базовую, дополнительную и повышенную дополнительную, устанавливаемых для банков в зависимости от превышения ими базового уровня доходности вкладов; предоставить возможность ГК "Агентство по страхованию вкладов" в случае дефицита фонда обязательного страхования вкладов получать кредит в Банке России без обеспечения сроком до 5 лет.
Комитет поддерживает предложение по увеличению размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации до 1 млн. рублей.
Поддерживая также в целом концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что содержащаяся в законопроекте новелла по введению дифференцированного подхода к порядку исчисления страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов путем разделения ставок страховых взносов на базовую, дополнительную и повышенную дополнительную, требует дополнительного обсуждения при доработке законопроекта ко второму чтении.
Основным вопросом является обоснованность закрепляемой презумпции, согласно которой, банки привлекающие средства физических лиц по ставкам превышающим некую среднюю референсную ставку признаются потенциально финансово неустойчивыми и принуждаются к внесению дополнительных взносов в систему страхования вкладов.
Комитет полагает, что сам по себе факт наличия повышенных депозитных ставок (по сравнению со среднерыночными) в кредитных организациях может в равной степени являться следствием влияния других факторов, таких как, например, обострение структурных проблем с ликвидностью в банковской системе, а также конкурентных преимуществ отдельных применяемых бизнес-моделей.
Очевидно, что система банковского регулирования и надзора Банка России предназначена для своевременного выявления и эффективной борьбы с недобросовестными стратегиями поведения банков на рынке, которые угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.
Дополнительно Комитет отмечает, что с 1 января 2014 года вступает в силу новая редакция статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающая право Банка России в случае возникновения ситуаций, создающих угрозу интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации, ввести ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения на срок до одного года.
В связи с изложенным, до рассмотрения законопроекта во втором чтении Комитет считает необходимым получить дополнительную информацию от Банка России и Агентства по страхованию вкладов по следующим вопросам:
- проекты нормативно правовых актов, регламентирующих порядок расчета ставок, виды депозитов и критерии отклонения депозитных ставок, которые Банк России планирует применять, в случае введения механизма дифференциации ставок отчисления в фонд страхования вкладов;
- анализ последствий возможного введения дифференциации ставок отчисления в фонд страхования вкладов для банковской системы, в том числе количество банков, которые будут отчислять повышенные взносы, прогнозируемый объем дополнительных взносов, их влияние на достаточность средств фонда страхования вкладов;
- анализ последствий возможного введения дифференциации ставок отчисления в фонд страхования вкладов на рынок депозитов физических лиц, включая риски связанные с ростом использования сберегательных депозитных сертификатов, получения непроцентных доходов по депозитам и тд.
При доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет также полагает целесообразным рассмотреть вопрос о необходимости и, как следствие, порядке информирования Правительства РФ об обращении ГК "Агентство по страхованию вкладов" в Банк России с просьбой о предоставлении кредита, при наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов.
С учетом изложенных замечаний, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 298254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", внесенный Правительством Российской Федерации, при условии его существенной доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.