Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 309675-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год" -
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09.07.2013 N 108 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 309675-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В 2012 году финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 246-ФЗ) - (далее - Федеральный закон).
Основные показатели исполнения бюджета ФОМС за 2012 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||
Основные показатели |
Утверждено Федеральным законом |
Кассовое исполнение за 2012 год |
Кассовое исполнение в % к Федеральному закону |
Доходы - всего |
916 765,5 |
966 542,2 |
105,4 |
Расходы - всего |
916 765,5 |
932 157,8 |
101,7 |
Дефицит(-) Профицит(+) |
0,0 |
34 384,4 |
- |
Фактическое исполнение бюджета ФОМС за 2012 год составило по доходам 966 542,2 млн. рублей (105,4% к утвержденному бюджету), по расходам - 932 157,8 млн. рублей (101,7% к утвержденному бюджету).
Бюджет ФОМС за 2012 год исполнен с профицитом в общей сумме 34 384,4 млн. рублей, который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов.
Доходы бюджета ФОМС в 2012 году составили 966 542,2 млн. рублей, что на 5,4% выше показателей, утвержденных Федеральным законом. По сравнению с 2011 годом доходы бюджета ФОМС увеличились на 618,1 млрд. рублей, или в 2,8 раза.
В 2012 году в общем объеме доходов в размере 966 542,2 млн. рублей основную долю составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в размере 913 991,6 млн. рублей, или 94,6%. Налоговые, безвозмездные и прочие поступления составили в сумме 52 550,5 млн. рублей.
Страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались страхователями с учетом установленных с 1 января 2012 года тарифов в размере 5,1 % с предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме 512 тыс. рублей.
Для отдельных категорий плательщиков Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов. Предусмотрена компенсация выпадающих доходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объеме 46 910,0 млн. рублей.
Объем страховых взносов на ОМС работающего населения за 2012 год составил 615 134,3 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем в 2011 году (326,6 млрд. рублей), и на 8,6% больше запланированного объема.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения в 2012 году уплачивались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из тарифа 18 864,6 рублей с применением понижающего коэффициента в размере 0,7913 и коэффициентов дифференциации, установленных в приложении 1 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ для каждого субъекта Российской Федерации и города Байконур, а также с учетом положений пункта 1 части 7 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ (с изменениями).
Объем страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2012 году составил 298 857,3 млн. рублей.
В объеме страховых взносов на обязательное медицинское страхование удельный вес страховых взносов на ОМС работающего населения составил 67,3%, страховых взносов на ОМС неработающего населения - 32,7%. При этом в 2012 году удельный вес застрахованного работающего населения составил 38,2%, застрахованного неработающего населения - 61,8% в общей численности застрахованного населения.
В 2012 году общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила 51 810,0 млн. рублей, в том числе:
46 910,0 млн. рублей - на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей;
4 900,0 млн. рублей - на финансовое обеспечение мероприятий, входящих в приоритетный национальный проект "Здоровье", из них:
4 000,0 млн. рублей - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
900,0 млн. рублей - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В общем объеме доходов бюджета ФОМС доля средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ФОМС в 2012 году, составила 5,4%.
Расходы ФОМС в 2012 году составили 932 157,8 млн. рублей, что выше показателей, утвержденных Федеральным законом, на 1,7%. В 2011 году бюджет ФОМС был исполнен по расходам в объеме 92,4% к годовым назначениям.
На финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в 2012 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субвенции в размере 640 562,4 млн. рублей, или 104,7% от утвержденного объема за счет перечисления на указанные цели 29 041,7 млн. рублей из нормированного страхового запаса в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года N 1123 "О порядке распределения в 2012 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем по итогам 2012 года в 59 субъектах Российской Федерации сохранился дефицит финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 56,1 млрд. рублей.
Нормированный страховой запас ФОМС в 2012 году был сформирован в общей сумме 49 408,2 млн. рублей.
В 2012 году за счет средств нормированного страхового запаса ФОМС было изготовлено 25 149 876 полисов ОМС на общую сумму 1 092,3 млн. рублей, в том числе: электронных полисов ОМС - 572 118 штук на сумму 111,7 млн. рублей, бумажных полисов ОМС - 24 577 758 штук на сумму 980,6 млн. рублей.
Остаток средств нормированного страхового запаса на 1 января 2013 года составил 19 029,2 млн. рублей.
На выполнение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения бюджетной росписью ФОМС на 2012 год предусмотрено 269 577,0 млн. рублей, включая остатки в сумме 25 497,0 млн. рублей, образовавшиеся на 01.01.2012.
Из этих средств на выполнение программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году было направлено 229 697,8 млн. рублей (100% от запланированного объема), в том числе:
138 918,0 млн. рублей - на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
10 723,1 млн. рублей - на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца;
80 056,7 млн. рублей - на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Комитет ранее указывал на недостаточную эффективность расходования средств, направляемых на модернизацию здравоохранения. Итоги реализации региональных программ модернизации в 2011-2012 годах показали не полное использование средств, предоставленных субъектам Российской Федерации. В 3 регионах степень использования средств составила менее 75%: Чукотский автономный округ, Республика Ингушетия и Еврейская автономная область. Использование средств и выполнение мероприятий программ модернизации от 75% до 85% отмечено в 49 субъектах Российской Федерации. В 24 регионах уровень реализации программ и степень использования средств составила более 85%. И только в 7 субъектах Российской Федерации выделенные финансовые средства использованы практически полностью (более 90%): Алтайский и Хабаровский края, Брянская, Ивановская, Рязанская и Тамбовская области, Ненецкий автономный округ.
На мероприятия по модернизации здравоохранения государственных учреждений Минздрава России, ФМБА России и РАМН направлено 29 821,7 млн. рублей, в том числе:
23 678,9 млн. рублей - на реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений (из них Минздраву России - 9 475,1 млн. рублей, ФМБА России - 10 484,8 млн. рублей, РАМН - 3 719,0 млн. рублей);
1 248,8 млн. рублей - на реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца (из них Минздраву России - 422,2 млн. рублей, ФМБА России - 672,8 млн. рублей, РАМН - 153,8 млн. рублей);
4 894,0 млн. рублей - на реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (Минздраву России).
Остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2013 года в сумме 2 023,2 млн. рублей, в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, направляются в 2013 году на увеличение нормированного страхового запаса.
На единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, в 2012 году направлено 7 716,5 млн. рублей (96% от запланированного объема - 8 034,0 млн. рублей). Остатки средств по состоянию на 01.01.2013, образовавшиеся в результате неполного использования бюджетных ассигнований на указанные выплаты, предусматривается направить в 2013 году на те же цели.
Всего за 2012 год единовременные компенсационные выплаты в размере 1,0 млн. рублей получило 7 714 медицинских работников. Вместе с тем в 2012 году в полном объеме исполнены расходы на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам только 40 субъектами Российской Федерации.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 17 639,5 млн. рублей (92,7% от запланированного объема). Остаток средств на счете ФОМС на 01.01.2013 составил 1 390,5 млн. рублей и образовался в связи с тем, что перечисление средств из бюджета ФОМС в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на указанные цели носило заявительный характер. Остаток средств направляется в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в первом квартале 2013 года на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2012 году, после чего оставшиеся средства будут направлены на увеличение нормированного страхового запаса ФОМС в 2013 году.
На диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлено 886,5 млн. рублей, включая остатки средств на 1 января 2012 года в сумме 10,7 млн. рублей (98,5% от объема, утвержденного Федеральным законом). Остатки неиспользованных средств бюджета ФОМС на эти цели на 1 января 2013 года составили 24,3 млн. рублей и образовались в связи с невыполнением субъектами Российской Федерации в 2012 году плановых показателей по проведению диспансеризации детей, утвержденных соответствующими планами-графиками. Диспансеризация детей в 2012 году проводилась во всех 83 субъектах Российской Федерации (кроме г. Байконур). Однако по данным мониторинга ФОМС только в 61 субъекте Российской Федерации в 2012 году выполнен план на 100 и более процентов (2011 год - в 49 субъектах Российской Федерации).
На дополнительную диспансеризацию работающих граждан направлено 4 018,6 млн. рублей, включая остатки средств по состоянию на 1 января 2012 года в сумме 63,2 млн. рублей (100,5% от объема, утвержденного Федеральным законом). Остатки неиспользованных средств бюджета ФОМС на эти цели на 1 января 2013 года составили 44,7 млн. рублей и образовались в связи с невыполнением субъектами Российской Федерации в 2012 году плановых показателей по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных соответствующими планами-графиками. Согласно данным мониторинга ФОМС только в 65 субъектах Российской Федерации в 2012 году выполнен план на 100 и более процентов (2011 год - в 66 субъектах Российской Федерации).
Мероприятия по диспансеризации в 2012 году проведены в отношении 2 826,5 тыс. работающих граждан и 309,7 тыс. детей.
Расходование средств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ФОМС и другие мероприятия в 2012 году составило 722,4 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что расходование средств бюджета ФОМС в 2012 году соответствовало целям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями).
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 309675-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 5 сентября 2013 года (протокол N 38).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.