Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 12 сентября 2013 г. N 3.6-5/58
на проект федерального закона N 295767-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"
(в части развития конкуренции на рынке банковских услуг),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 01.07.2013 года (выписка из протокола N 105, п. 96) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 295767-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" (в части развития конкуренции на рынке банковских услуг), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменения в абзац второй пункта 2 статьи 84 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), в абзац первый пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), в часть 3 статьи 19 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве").
Законопроект направлен на предотвращение необоснованного преимущества отдельных кредитных организаций на рынке банковских услуг.
В настоящее время согласно пункту 2 статьи 84 СК РФ алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку. При этом указанные организации вправе помещать эти суммы в банки. Таким образом, названные выше организации обладают правом выбора того или иного кредитного учреждения для помещения алиментов, взыскиваемых с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей. Однако при оставлении ребенком такой организации сумма полученных алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, который открывается на имя ребенка только в отделении Сберегательного банка Российской Федерации (абзац второй пункта 2 статьи 84 СК РФ).
Согласно абзацу первому пункта 8 Федерального закона N 159-ФЗ по желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацу первому пункта 8" следует читать "абзацу первому пункта 8 статьи 6"
Частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
Указанные нормы создают конкурентное преимущество для отдельных кредитных организаций, в том числе для Сберегательного банка Российской Федерации. В то время как согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Законопроектом предлагается установить возможность помещать обозначенные выше средства на счет (счета) открытый в банке (банках), при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете (счетах) в одном банке, не превышает предусмотренного Федеральным законом от 23.12.2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" максимального размер возмещения по вкладам.
Таким образом, предлагаемые изменения не нарушают права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку денежные средства, помещенные на счет (счета) в банке (банках), будут застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Одновременно нормы пункта 2 статьи 84 СК РФ, пункта 8 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ и части 3 статьи 19 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в новой редакции позволят обеспечить развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 295767-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" (в части развития конкуренции на рынке банковских услуг), внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.