Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 289979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, принятие законопроекта должно способствовать совершенствованию трудовых отношений в области культуры и искусства, а также более эффективному регулированию труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.
С этой целью законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) новой главой 52.1, устанавливающей особенности регулирования труда данной категории творческих работников.
В пояснительной записке отмечено, что новеллой в главе 52.1 Кодекса является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок на замещение соответствующей должности и механизма проведения такого конкурса.
В то же время, в соответствии со статьей 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязательная процедура конкурсного отбора для заключения трудового договора с творческими работниками не установлена ни при заключении договора на неопределенный срок, ни при заключении срочного трудового договора.
Следовательно, новеллы, предлагаемые законопроектом, охватывают существенно более широкий круг творческих работников, чем это заявлено в пояснительной записке.
Часть первая вновь вводимой законопроектом статьи 336.2 ТК РФ, прямо предусматривает, что избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности предшествует заключению трудового договора со всеми творческими работниками, на которых распространяется действие новой главы ТК РФ.
В связи с этим следует отметить, что законопроектом фактически осуществляется разделение творческих работников на две категории. Новые особенности регулирования труда не будут распространяться на творческих работников средств массовой информации, теле- и видеосъемочных коллективов и иных лиц, участвующих в создании и (или) выпуске в свет (в эфир) продукции средств массовой информации.
В пояснительной записке это обосновывается тем, что "существующая практика трудоустройства творческих работников в редакцию любого СМИ, в том числе на телевидении, уже предусматривает обязательную процедуру конкурсного отбора, по результатам которого с кандидатом заключается срочный трудовой договор".
Данное обоснование представляется не вполне убедительным, поскольку фактически законопроектом предлагается одной категории работодателей предоставить право, пусть и с соблюдением условий, установленных статьей 18 ТК РФ, устанавливать обязательный конкурсный отбор при приеме на работу творческих работников, а работодателей другой категории обязать проводить такой конкурсный отбор в императивном порядке.
Кроме того, само по себе проведение конкурса не является основанием для заключения срочного трудового договора. Согласно абзацу шестому части второй статьи 59 ТК РФ, с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон. Тем самым не исключено заключение с творческими работниками СМИ трудовых договоров на неопределенный срок. Следовательно, заключившие трудовой договор на неопределенный срок творческие работники СМИ и творческие работники, на которых предлагается распространить действие новой главы ТК РФ, будут поставлены в разные условия: одни будут обязаны раз в пять лет участвовать в конкурсе (с возможным увольнением в случае неизбрания), а другие нет.
Таким образом, предлагаемое законопроектом разделение единой категории творческих работников, включающей в себя в настоящее время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (статьи 59, 94, 96, 113, 153, 157, 268 и 351 ТК РФ), требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Законопроектом предусматривается, что перечень должностей творческих работников, замещение которых осуществляется по результатам конкурса, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако согласно действующим нормам Кодекса такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Представляется, что изменение данного правила можно рассматривать как снижение уровня установленных гарантий работникам в сфере трудовых отношений.
К функциям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти также предполагается отнести утверждение положения о порядке замещения должностей творческих работников. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в этом положении будет предусмотрено обязательное участие профсоюзной организации в работе конкурсной комиссии. Однако в тексте законопроекта данное обстоятельство отражения не нашло.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 10 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 31 высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 10 субъектов РФ получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается необходимость согласования его положений с рядом действующих статей ТК РФ.
Комитет Государственной Думы по культуре в своем заключении комитета-соисполнителя сообщает о поддержке концепции законопроекта в части введения системы замещения должностей творческих работников через процедуру избрания по конкурсу и не поддерживает предложение о введении конкурсной системы для лиц, заключивших трудовой договор на пять и более лет. В заключении Комитета также высказан ряд замечаний и предложений по его доработке при подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на своем заседании приняла решение согласиться с данным проектом федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 289979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений" с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.