Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 355404-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ломбардах",
внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, К.Б. Шипуновым и членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 2 Федерального закона "О ломбардах" (далее - Федеральный закон), дополнив ее новыми частями, устанавливающими требования, направленные на введение ограничений в деятельности ломбардов.
Абзацем вторым статьи 1 законопроекта предусматривается установить запрет быть учредителями (участниками) ломбардов для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Данный запрет непосредственно касается реализации конституционных прав граждан, связанных с трудовой и экономической деятельностью, поэтому требуются объективные обоснования введения указанной нормы, доказывающие существенное влияние такой судимости на деятельность лица в качестве учредителя ломбарда.
Абзацем третьим статьи 1 законопроекта предлагается установить, что минимальный размер уставного капитала ломбарда составляет 50 миллионов рублей, а в оплату такого капитала могут быть внесены только денежные средства.
Вместе с тем финансовую устойчивость организации в первую очередь характеризует соотношение объема ее обязательств к объему собственных средств. Изучение данных финансово-хозяйственной отчетности Федеральной антимонопольной службой свидетельствует о том, что зачастую организации с меньшим размером уставного капитала обладают большей финансовой устойчивостью. Следовательно, размер уставного капитала организации без учета ее обязательств позволяет сделать вывод лишь о величине такой организации, а не о ее финансовой устойчивости.
Необходимо также отметить, что ломбарды не являются кредитными организациями и согласно статье 2 Федерального закона не привлекают денежные средства населения и, соответственно, не имеют перед своими клиентами необеспеченных обязательств.
Кроме того, ломбарды в соответствии со статьей 6 Федерального закона и статьей 358 Гражданского кодекса Российской Федерации обязаны страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде. В страховом случае выгодоприобретателем является залогодатель, для которого не имеет значения размер уставного капитала конкретного ломбарда.
Абзацем четвертым статьи 1 законопроекта предлагается установить, что для осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом, ломбарды должны иметь стационарные помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров.
Однако понятие "стационарные помещения" законодательством Российской Федерации, а также законопроектом не определено. Кроме того, представляется, что законодательное введение обязанности ломбардов занимать помещение не менее 50 квадратных метров не будет способствовать достижению заявленных в пояснительной записке к законопроекту целей, а приведет к дополнительным необоснованным затратам ломбардов.
Предлагаемые законопроектом требования к минимальному размеру уставного капитала, а также к минимальной общей площади стационарных помещений ломбардов приведут к исчезновению значительного числа небольших ломбардов, а потому нуждаются в дополнительном обосновании.
Абзацем пятым статьи 1 законопроекта предусматривается, что контроль за деятельностью ломбардов будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти.
При этом не ясно, на какие органы возлагаются функции по указанному контролю, поскольку в настоящее время такие федеральные органы исполнительной власти не определены.
Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть создание института саморегулирования ломбардных организаций. Установление саморегулируемыми ломбардными организациями правил и нормативов, этических стандартов и механизмов контроля за действиями своих членов обеспечит минимизацию возможных нарушений и повышение прозрачности деятельности ломбардов.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.