Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующим законодательством предусмотрен порядок добровольной ликвидации юридического лица путем принятия соответствующего корпоративного решения его учредителями (участниками), либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
При этом закон не предусматривает возможности принимать кредитором участие в решении вопроса о добровольной ликвидации юридического лица, а только предполагает его право обратится в суд с требованием о признании банкротом юридического лица-должника. Данные право возлагает на кредитора и обязанность оплаты расходов на процедуру банкротства, в случае недостаточности для этого денежных средств самого должника.
Однако, действующие нормы ФЗ "О несостоятельности" указывают на обязанность прекращения производства по делу о несостоятельности в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Данные расходы могут быть возложены либо на кредитора, либо на должника.
Таким образом, у должника появляется "юридическо-неопределенный" статус, который не позволяет осуществить его дальнейшее банкротство (или ликвидацию), что накладывает определенное бремя на самого должника и органы его управления.
В этом случае, несмотря на то, что кредитором приняты установленные меры к должнику и введена процедура банкротства, дальнейшие действия, логическим завершением которых должно являться конкурсное производство и исключение должника из реестра юридических лиц, не может быть произведено из за отсутствия возможности оплаты судебных расходов.
Законопроектом предлагается возложить бремя оплаты судебных расходов на учредителей должника, а также предоставить право кредитору инициировать добровольную ликвидацию юридического лица (должника), что позволит с учетом действующих норм ФЗ "О несостоятельности" использовать упрощенный порядок банкротства ликвидируемого должника.
Дополнительно предлагается дополнить часть первую Гражданского кодекса РФ новой статьей 61.1, в соответствие с которой предусмотреть право кредитора на обращение к должнику с требованием о принятии решения о ликвидации, в т.ч. с предложением кандидата(ов) в члены ликвидационной комиссии, а также возможность обращения в арбитражный суд, в случае отказа должника.
В связи с увеличением субъектов, имеющих право требовать в судебном порядке понуждения юридического лица созвать общее собрание участников для принятия решения о ликвидации, законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 ст. 225.7 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
Также вносятся изменения в ФЗ "О несостоятельности" в части исключения возможности прекращения производства дела о несостоятельности (банкротстве) при банкротстве ликвидируемого должника, определения вознаграждения ликвидатору, требований к его кандидатуре, а также уровня его ответственности.
Принятие данного законопроекта защитит интересы кредиторов, которые становятся заложниками ситуации, при которой они должны нести бремя оплаты судебных расходов на процедуру банкротства ликвидируемого должника, без гарантии возврата данных расходов в конкурсном производстве, либо вовсе встать перед фактом прекращения процедуры банкротства из-за отсутствия данных средств у должника.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.