Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 342860-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части усиления ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации, при прекращении с ним трудовых отношений)
Досье на проект федерального закона
Отношения между руководителем организации и организацией являются основополагающими для обоих субъектов правоотношений, в т.ч. для успешного развития самого общества и мотивации его руководителя.
Ст. 274 Трудового кодекса РФ, в вопросе регулирования трудовых отношений с руководителем организации указывает на то, что права и обязанности данного лица в области трудовых отношений определяются как Трудовым кодексом РФ, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой предприятий в нашей стране являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Соответственно порядок работы руководителей данных организаций (исполнительного органа) регулируется Федеральным законом "Об акционерных обществах N 208-ФЗ и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ.
Действующее законодательство предусматривает дополнительные основания для расторжения с руководителем предприятия трудового договора, а именно - по инициативе уполномоченного органа юридического лица (совета директоров, общего собрания участников или акционеров). Нередко мнение собственников организации не совпадает с мнением ее руководителя. В связи с чем, возникает конфликт интересов, который впоследствии может нанести существенные ущерб обществу.
При расторжении трудового договора, руководитель организации защищен нормами ТК РФ, что гарантирует выплату ему в т.ч. причитающейся заработной платы, а также предусмотренных ст. 279 ТК РФ денежных гарантий, в т.ч. возможно иных бонусов и т.п.
В этом случае, законодательство возлагает жесткие обязанности по "расчету с работником" на организацию (выдать трудовую книжку, произвести окончательный расчет и т.п.), и исключает выполнение руководителем организации встречных требований и обязательств.
Одной из основных обязанностей исполнительного органа общества является хранение документов общества, в перечень которых в т.ч. входят: учредительные документы общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета;документы бухгалтерской отчетности; протоколы уполномоченных органов и т.д.
Полный перечень данных документов указан в федеральных законах.
Однако, действующее законодательство не регулирует вопрос передачи данных документов от исполнительного органа общества в случае прекращения с ним трудовых отношений. И в случае намеренного, либо искусственного удержания документов бывшим исполнительным органом, общество вынуждено в судебном порядке разрешать данный спор, либо в том же судебном порядке требовать возмещения убытков, его виновными действиями. Судебное разбирательство может затратить долгое время, в результате чего отсутствие документов и сам спор может отразиться на хозяйственной деятельности и деловой репутации предприятия.
Законопроектом предлагается внести дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 г., а также в Трудовой кодекс РФ в части законодательного закрепления обязанности руководителей организаций (исполнительных органов) осуществлять возврат печатей и документов, в случаях прекращения с ними трудовых отношений.
Данную обязанность предлагается закреплять в трудовом договоре с лицом, осуществляющим функции руководителя, с обязательной суммой фиксированного штрафа за ее нарушение. Сумма штрафа должна определяться уполномоченным органом общества.
При этом, вносимые изменения в Трудовой кодекс РФ позволят удерживать сумму штрафа при расчете с работником.
Обязанность по передаче документов также предусмотрена в случае принятия решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества и об образовании временного единоличного исполнительного органа.
Принятие данного законопроекта позволит минимизировать или избежать последствий конфликтных ситуаций между менеджментом предприятия и его собственниками, заложником которых часто становится само предприятие.
Предлагаемые санкции в виде фиксированного штрафа, а также возможность удержания данной суммы из сумм, подлежащих выплате работнику в день увольнения, будет являться действенным механизмом в случае недобросовестности уволенного руководителя организации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части усиления ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации, при прекращении с ним трудовых отношений)
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации, при прекращении с ним трудовых отношений) не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части усиления ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации, при прекращении с ним трудовых отношений)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации, при прекращении с ним трудовых отношений) не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.