Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан в блоке с законопроектом "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)". С целью повышения доступности ипотечных кредитов для граждан предлагается ввести в систему ипотечного жилищного кредитования механизмы страхования ответственности заемщика от риска неисполнения ипотечного договора, а также финансового риска кредитора по ипотеке от возникновения убытков, вызванных недостаточностью денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества (далее указанное страхование вместе именуется как ипотечное страхование, по отдельности - ипотечное страхование заемщика и ипотечное страхование кредитора).
Законопроект вносит дополнения в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие определение налогового режима ипотечного страхования.
В настоящее время для физических лиц-заемщиков положения Налогового кодекса РФ предусматривают освобождение от обложения налогом доходов в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемым кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, а также по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом). Предусмотренное законопроектом дополнение перечня доходов, не подлежащих налогообложению, указанием на договоры ипотечного страхования заемщика позволит создать одинаковый налоговый режим при осуществлении страховой выплаты по всем видам договоров страхования, заключаемым при ипотечном кредитовании.
Также законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 291 Налогового кодекса РФ нормой, устанавливающей включение в состав расходов банка расходы на ипотечное страхование кредитора. При ипотечном страховании кредитор страхует свои убытки и данное страхование не связано с извлечением им дополнительного дохода: это затраты банка, связанные с минимизацией им кредитного риска. Отнесение страховых взносов на расходы кредитора призвано сократить его издержки по обслуживанию своей деятельности. Предлагаемое введение льготного налогообложения в части уменьшения налогооблагаемой базы залогодержателя не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета в связи с тем, что деятельность по ипотечному страхованию не осуществлялась ранее, а расширение рынка ипотечного кредитования, приводящее к росту процентных доходов банка, напротив сформирует условия для роста поступлений в бюджет.
Таким образом, применение вышеуказанных норм будет способствовать снижению среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту, а также позволит кредитору не компенсировать данные расходы с учетом налогообложения за счет заемщика.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.