Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка",
внесенного депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, И.А. Яровой, Т.Н. Москальковой, А.Е. Хинштейном и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По вышеназванному законопроекту имеются следующие замечания. По нашему мнению требует дополнительного обсуждения участие иностранных граждан и лиц без гражданства в охране общественного порядка (статья 1 проекта), поскольку их правовое положение отличается от граждан Российской Федерации.
В подпункте 11 части 2 статьи 10 законопроекта необходимо указать условное наименование федерального органа исполнительной власти, установленное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248.
Нуждается в дополнительном обсуждении положения законопроекта о предоставлении внештатным сотрудникам полиции, народным дружинникам полномочий по применению отдельных мер государственного принуждения, (пункт 4 части 6 статьи 10, пункт 5 статьи 16, пункт 5 части 1 статьи 17, статья 18).
В части 8 статьи 10 устанавливается, что действия внештатных сотрудников полиции, нарушающих права и законные интересы граждан, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что в Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" такой порядок для внештатных сотрудников полиции не установлен.
Положения статьи 6 законопроекта, устанавливающие возможность органов государственной власти и местного самоуправления оказывать поддержку гражданам и их объединениям, принимающим участие в охране общественного порядка, следует соотнести с частью 1 статьи 20 и частью 5 статьи 25 законопроекта, предусматривающими их обязанность осуществлять некоторые меры поддержки.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, недопустимо, в частности, установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи часть 1 статьи 20 и часть 5 статьи 25 законопроекта нуждаются в доработке.
Законопроект предусматривает расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 20, 25). Обращаем внимание на статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В этой связи, нуждается в обсуждении вопрос о вступлении в силу проектируемого федерального закона с начала очередного финансового года.
Положения части 4 статьи 25 законопроекта, где предусмотрено, что народным дружинникам предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, следует привести в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Положения части 8 статьи 25 законопроекта необходимо привести в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) в части применяемой терминологии (см. статью 23 указанного Федерального закона) и установления льгот при поступлении в образовательные учреждения (см. статью 71 указанного Федерального закона).
Кроме того, в законопроекте приводится неверное название Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Имеются неточности некоторых формулировок и ссылок (в пункте 2 части 3 статьи 14 законопроекта слова "указанных в части 3 настоящей статьи", следует заменить словами "указанных в части 2 настоящей статьи", а в пункте 7 части 1 статьи 17 законопроекта слова "удостоверение установленного образца" заменить словами "удостоверение народного дружинника установленного образца", требует уточнения терминологический ряд, изложенный в пунктах 1 и 4 статьи 11 законопроекта).
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.