Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 312571-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 312571-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год" по разделу "Здравоохранение" и отмечает следующее.
В 2012 году бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения предусматривались и выделялись из федерального бюджета с учетом новаций, заложенных в двух базовых законах, определяющих общий тренд дальнейшего развития российского здравоохранения, а именно: в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации":
- переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС);
- вступление в силу с 1 января 2013 года единых стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи;
- передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению лекарственными средствами граждан Российской Федерации по отдельным заболеваниям;
- включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС;
- внедрение единого норматива субвенции на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- переход на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.
При этом основные объемы бюджетных ассигнований на здравоохранение были сформированы с учетом проводимых мероприятий по модернизации российского здравоохранения и необходимости сохранения на достигнутом уровне объема государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.
Совокупные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по разделу "Здравоохранение" в 2012 году составило 2 283,3 млрд. рублей, что на 18 % выше уровня 2011 года (1 933,0 млрд. рублей). Доля указанных расходов на здравоохранение в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012 году составила 9,8%. Государственные расходы на здравоохранение составили 3,6% к ВВП (2011 год - 3,5%).
Исполнение федерального бюджета в 2012 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в редакции от: 05.06.2012 N 48-ФЗ, 28.07.2012 N 127-ФЗ, 03.12.2012 N 247-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов") и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.
Изменения бюджетных ассигнований по разделу "Здравоохранение" характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
||||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
||||||
30.11.2011 N 371-ФЗ |
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=5+6 |
5 |
6 |
7=3+4 |
8=7-1 |
552 500,9 |
554 676,0 |
558 984,6 |
(+) 67 746,0 |
(+) 4 110,9 |
(+) 63 635,0 |
626 730,5 |
(+) 74 229,6 |
В 2012 году по разделу "Здравоохранение" в бюджетную роспись было внесено 1 303 изменения (в 2,2 раза больше, чем в предыдущем году). В результате внесенных изменений показатели утвержденной сводной бюджетной росписи в целом по разделу увеличены на 74 229,6 млн. рублей, в том числе:
(+) 6 483,7 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральными законами от 05.06.2012 N 48-ФЗ и от 03.12.2012 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
(+) 67 746,0 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в том числе:
(+) 29 821,7 млн. рублей - межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (пункт 19 части 2 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов");
(+) 29 458,6 млн. рублей - бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (пункт 15 части 1 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 178-ФЗ следует читать как "17.07.1999"
4 617,9 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований за счет сложившейся экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг;
3 596,9 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований между разделами классификации расходов федерального бюджета в связи с изменением полномочий (функций) главных распорядителей, типа государственных учреждений и организационно-правовой формы государственных унитарных предприятий, исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, особенностями исполнения федерального бюджета и распределением зарезервированных бюджетных ассигнований;
708,4 млн. рублей - прочие.
Бюджетные ассигнования по уточненной росписи по разделу "Здравоохранение" на 1 января 2013 года составили - 626 730,5 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов за 2012 год составило 613 822,7 млн. рублей, или 109,8% к законодательно утвержденным показателям и 97,9% к уточненной росписи.
Расходы федерального бюджета по разделу 09 и его подразделам в 2012 году исполнены в следующих объемах:
(млн. руб.) | |||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Кассовое исполнение |
Кассовое исполнение в % к Федеральному закону |
1 |
2 |
3 |
4 |
Здравоохранение |
558 984,6 |
613 822,7 |
109,8 |
Стационарная медицинская помощь |
255 786,7 |
279 596,2 |
109,3 |
Амбулаторная помощь |
122 574,9 |
150 942,7 |
123,1 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
38 107,2 |
42 618,7 |
111,8 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
7 067,0 |
6 737,3 |
95,3 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
14 267,8 |
13 336,7 |
93,5 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
8 225,7 |
8 744,9 |
106,3 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
112 955,3 |
111 846,3 |
99,0 |
Увеличение расходов по подразделу "Стационарная помощь" связано с выделением межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.
Увеличение расходов по подразделу "Амбулаторная помощь" связано с выделением бюджетных ассигнований на оплату лекарственных препаратов, предоставляемых в виде набора социальных услуг в сумме 29 458,6 млн. рублей в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 N 178-ФЗ. Кроме этого, в 2012 году израсходовано 14 млрд. рублей в виде межбюджетных трансфертов для реализации отдельных полномочий в области обеспечения лекарственными препаратами.
Закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей осуществлены на сумму 51,81 млрд. рублей (99,7% от плана - 51,97 млрд. рублей). Кроме того, профинансировано осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан указанными лекарственными препаратами в объеме 1 090,3 млн. рублей (100%). Заключено 117 государственных контрактов на закупку лекарственных препаратов. Более 117 тыс. человек, больных заболеваниями, требующими лечения дорогостоящими лекарственными препаратами, получили необходимые препараты.
По подразделу "Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов" неполное исполнение бюджетных ассигнований (95,3%) обусловлено экономией бюджетных средств, возникшей в результате проведения процедур торгов.
По подразделу "Санитарно-эпидемиологическое благополучие" освоение бюджетных ассигнований сложилось на уровне 93,5% к показателям, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Основная причина - перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств. На реализацию федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)" по подразделу 07 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие" предусмотрено 2 174,8 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 1167 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" и на основании приемо-передаточного акта бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств из федерального бюджета на 2012 год, произведено перераспределение бюджетных ассигнований в объеме 1 033,7 млн. рублей с Роспотребнадзора на Минздравсоцразвития России. Казначейскими уведомлениями Роспотребнадзору на реализацию ФЦП доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 1 000,5 млн. рублей. Исполнение составило 954,3 млн. рублей (43,9% к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 95,4% к показателям уточненной росписи).
В общих расходах федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" 25,6% приходится на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - ПНП "Здоровье").
Общая сумма бюджетных ассигнований, предусмотренная в 2012 году на реализацию мероприятий ПНП "Здоровье" - 143 196,1 млн. рублей, что на 10% больше, чем в 2011 году.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утверждены бюджетные ассигнования на реализацию ПНП "Здоровье" на 2012 год в сумме 144 650,8 млн. рублей. Законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий ПНП "Здоровье" уменьшен на сумму 1 454,7 млн. рублей, в том числе:
(-) 1 401,8 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренное Федеральным законом от 03.12.2012 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
(-) 52,9 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований между разделами классификации расходов федерального бюджета в связи с исполнением судебных актов, а также экономией бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2013 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 143 196,1 млн. рублей.
Исполнение ПНП "Здоровье" за 2012 год характеризуется следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3*100 |
6=4/3*100 |
Приоритетный национальный проект "Здоровье" - всего |
143 249,0 |
143 196,1 |
142 338,7 |
99,4 |
99,4 |
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
|
Формирование здорового образа жизни | |||||
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака |
820,0 |
820,0 |
791,4 |
96,5 |
96,5 |
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний | |||||
Финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С |
18 475,1 |
18 405,3 |
18 380,5 |
99,5 |
99,9 |
Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С |
281,7 |
281,7 |
276,1 |
98,0 |
98,0 |
Мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия |
2 572,1 |
2 572,1 |
2 372,1 |
92,2 |
92,2 |
Подпрограмма "Туберкулез" |
2 095,8 |
2 092,7 |
2 026,5 |
96,7 |
96,8 |
Финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) |
21 102,6 |
21 102,6 |
21 102,6 |
100,0 |
100,0 |
Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству |
122,9 |
122,9 |
110,7 |
90,1 |
90,1 |
Денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа |
372,8 |
372,8 |
348,9 |
93,6 |
93,6 |
Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи |
9 786,4 |
9 786,4 |
9 786,4 |
100,0 |
100,0 |
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи | |||||
Высокотехнологичные виды медицинской помощи |
51 791,5 |
51 791,5 |
51 791,5 |
100,0 |
100,0 |
Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями |
6 918,2 |
6 918,2 |
6 918,2 |
100,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Онкология" |
154,2 |
154,2 |
148,6 |
96,4 |
96,4 |
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях |
5 933,5 |
5 933,5 |
5 933,5 |
100,0 |
100,0 |
Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями |
4 510,0 |
4 510,0 |
4 510,0 |
100,0 |
100,0 |
Мероприятия по развитию службы крови |
5 000,0 |
5 000,0 |
4 855,5 |
97,1 |
97,1 |
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям | |||||
Мероприятия по пренатальной (дородовой) диагностике |
769,3 |
769,3 |
769,3 |
100,0 |
100,0 |
Закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга |
695,1 |
695,1 |
695,1 |
100,0 |
100,0 |
Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок |
5 992,8 |
6 052,8 |
5 850,7 |
97,6 |
96,7 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4 141,7 |
4 141,7 |
4 141,7 |
100,0 |
100,0 |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
900,0 |
900,0 |
900,0 |
100,0 |
100,0 |
Подготовка и повышение квалификации медицинских работников федеральных центров высоких медицинских технологий, в том числе модернизация образовательного процесса |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
100,0 |
100,0 |
Реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
100,0 |
100,0 |
Реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
100,0 |
100,0 |
Финансовое обеспечение мероприятий по созданию обучающих симуляционных центров |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
100,0 |
100,0 |
Строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров) |
313,4 |
313,4 |
313,4 |
100,0 |
100,0 |
Методическое обеспечение и информационная поддержка |
200,0 |
160,0 |
16,0 |
8,0 |
10,0 |
Кассовое исполнение мероприятий ПНП "Здоровье" за 2012 год составило 142 338,7 млн. рублей, или 99,4% от утвержденных показателей.
В общей структуре кассовых расходов ПНП "Здоровье" наибольшую долю составили расходы на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (далее - ВМП) - 36,4%, денежные выплаты медицинскому персоналу - 22%, финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В, С - 12,9%.
Ассигнования на финансовое обеспечение оказания ВМП в 2012 году составили 51 791,5 млн. рублей. В федеральных медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения регионов ВМП оказана 451,7 тыс. пациентам, что в 1,4 раза больше, чем в 2011 году (322,6 тыс. пациентов). Средняя стоимость лечения одного больного в 2012 году составила 146,2 тыс. рублей. В 2012 году введены в действие последние 5 из запланированных новых федеральных центров высоких медицинских технологий - по сердечно-сосудистой хирургии в г.г. Калининграде и Перми, по нейрохирургии в г. Новосибирске и по травматологии и ортопедии - в г.г. Барнауле и Смоленске.
Комитет отмечает неполное освоение целевых средств по 11 из 26 мероприятий ПНП "Здоровье". Анализ причин неполного освоения средств по отдельным социально значимым мероприятиям приведен ниже:
Мероприятия |
Причины неполного освоения средств |
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака |
Экономия, полученная в результате торгов. Позднее перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации (в ноябре-декабре 2012 года). |
Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С |
Экономия, полученная в результате торгов. |
Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок |
Экономия по результатам проведенных торгов. Неисполнение поставщиком условий государственного контракта - невозможность своевременных поставок вакцины вследствие отсутствия сертифицированных серий вакцин; несвоевременное предоставление поставщиком документов на оплату (в январе 2013 года). |
Мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия |
Экономия, образовавшаяся по результатам проведенных процедур торгов. В бюджеты 12 регионов перечислены субсидии в сумме 602,0 млн. рублей, которые освоены в сумме 489,9 млн. рублей (81,4%). |
Подпрограмма "Туберкулез" |
Субсидии в бюджеты субъектов Российской Федерации перечислены в сумме 222,4 млн. рублей, освоение средств составило 47,3 млн. рублей (21,3%). Субсидии использованы в 10 из 33 регионов. |
Подпрограмма "Онкология" |
Позднее перечисление субсидий (конец декабря 2012 г.) федеральным государственным бюджетным учреждениям Минздрава России и субъектам Российской Федерации. Освоено соответственно 5,4% и 34,5% выделенных средств. |
Мероприятия по развитию службы крови |
Снижение начальной (максимальной) цены контрактов на поставку лекарственных препаратов и медицинского оборудования, закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе специализированного медицинского оборудования для совершенствования и модернизации материально-технической базы федеральных и региональных учреждений службы переливания крови ФМБА России по итогам проведения аукционных процедур. |
Целевые субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации занимают 42,3% в расходах федерального бюджета на реализацию мероприятий ПНП "Здоровье". По данным Счетной палаты Российской Федерации общий объем целевых субсидий, перечисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий ПНП "Здоровье", составил 60 267,9 млн. рублей, что на 7 980,3 млн. рублей, или 15,3 %, выше аналогичных расходов 2011 года.
Значительные остатки неосвоенных субсидий установлены по мероприятиям, направленным на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (55,9% суммы субсидии), больным с сосудистыми заболеваниями (55,5%), больным с онкологическими заболеваниями (43,6%).
Не достигнуты в полном объеме 9 из 37 показателей эффективности ПНП "Здоровье".
Исполнение расходов по отдельным главным распорядителям средств федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в 2012 году:
(млн. рублей) | |||||
Наименование |
ГРБС |
Рз |
ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Кассовое исполнение |
Кассовое исполнение в % к Закону |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
055 |
09 |
289 523,8 |
0,0 |
- |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
056 |
09 |
181,0 |
315 740,5 |
97,7* |
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения |
060 |
09 |
2 803,0 |
2 789,6 |
99,5 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
388 |
09 |
53 162,4 |
64 645,8 |
121,6 |
Российская академия медицинских наук |
423 |
09 |
14 343,1 |
26 512,4 |
184,8 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека |
141 |
09 |
25 288,2 |
24 611,9 |
97,3 |
_____________________________
* в % к уточненной бюджетной росписи на 31.12.2012 (323 250,4 млн. рублей)
Отклонение от показателей, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", связано со следующими изменениями, внесенными в бюджетную роспись:
- выделение бюджетных ассигнований на оплату лекарственных препаратов, предоставляемых в виде набора социальных услуг в сумме 29 458,6 млн. рублей в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 N 178-ФЗ;
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 144 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2012 г. N 1913-р из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Минздраву России передано 4 894,0 млн. рублей на создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
- плановые объемы ВМП распределены федеральным медицинским учреждениям Минздрава России (39 538,9 млн. рублей), ФМБА России (4 104,6 млн. рублей), РАМН (8 085,9 млн. рублей) и Минтруда России (62,1 млн. рублей).
Исполнение расходов федерального бюджета по федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" (далее - Программа) в 2012 году характеризуется следующими данными:
(млн. руб.) | |||
Наименование программ, подпрограмм |
ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Кассовое исполнение |
Кассовое исполнение в % к Закону |
Программа "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" |
10 781,6 |
9 906,0 |
91,9 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Сахарный диабет" |
209,0 |
209,3 |
100,2 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
168,8 |
169,1 |
100,2 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
40,2 |
40,2 |
100,0 |
Подпрограмма "Туберкулез" |
3 724,7 |
3 595,4 |
96,5 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
3 193,1 |
3 063,8 |
96,0 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
531,6 |
531,6 |
100,0 |
Подпрограмма "Вакцинопрофилактика" |
406,5 |
1 394,0 |
в 3,4 раза |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
66,3 |
1100,0 |
в 16,6 раза |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека |
137,8 |
91,6 |
66,5 |
Российская академия медицинских наук |
202,4 |
202,4 |
100,0 |
подпрограмма "ВИЧ-инфекция" |
2 996,6 |
2 017,6 |
67,3 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
578,3 |
773,5 |
133,7 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека |
1 952,6 |
778,3 |
39,9 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
465,7 |
465,7 |
100,0 |
Подпрограмма "Онкология" |
1 029,4 |
950,5 |
92,3 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
664,4 |
585,4 |
88,1 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
40,4 |
40,4 |
100,0 |
Российская академия медицинских наук |
324,6 |
324,6 |
100,0 |
Подпрограмма "Инфекции, передаваемые половым путем" |
319,6 |
285,9 |
89,4 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
250,2 |
216,4 |
86,5 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
69,5 |
69,5 |
100,0 |
Подпрограмма "Вирусные гепатиты" |
302,7 |
237,0 |
78,3 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
200,7 |
135,0 |
67,3 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека |
84,4 |
84,4 |
100,0 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
17,7 |
17,7 |
100,0 |
Подпрограмма "Психические расстройства" |
1 761,0 |
1 185,6 |
67,3 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
1 642,8 |
1 049,5 |
63,9 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
136,2 |
136,2 |
100,0 |
Подпрограмма "Артериальная гипертония" |
32,1 |
30,8 |
96,0 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации* |
32,1 |
30,8 |
96,0 |
_____________________________
* Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" показатели были утверждены для Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Кассовые расходы государственных заказчиков по Программе составили 9 906,0 млн. рублей, что на 875,6 млн. рублей, или на 8,1%, меньше объема расходов, предусмотренного Законом (10 781,6 млн. рублей). Отклонения в исполнении бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", обусловлены внесением изменений в сводную бюджетную роспись, из них наиболее значимые составили:
(-) 931,7 млн. рублей (31,1%) - Подпрограмма "ВИЧ-инфекция";
(+) 1 033,7 млн. рублей (в 2,5 раза) - Подпрограмма "Вакцинопрофилактика";
(-) 189,2 млн. рублей (10,7%) - Подпрограмма "Психические расстройства"
(-) 45,2 млн. рублей (4,4%) - Подпрограмма "Онкология";
(-) 40,0 млн. рублей (13,2%) - Подпрограмма "Вирусные гепатиты".
Основные причины неполного освоения бюджетных ассигнований: государственными заказчиками Программы не обеспечено в полном объеме выполнение программных мероприятий, а также привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
В 2012 году общие затраты на реализацию мероприятий Программы составили 15 197,6 млн. рублей, из них из федерального бюджета выделено 9 906,0 млн. рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4 978,8 млн. рублей (56,8% предусмотренных Программой), из средств внебюджетных источников привлечено 312,8 млн. рублей (0,6% предусмотренных Программой).
По итогам 2012 года по 5 из 35 целевых индикаторов и показателей Программы не достигнуты плановые значения.
В Федеральной адресной инвестиционной программе на 2012 год (далее - ФАИП) по Минздраву России предусмотрено к вводу в эксплуатацию в 2012 году 55 строек и объектов (24 объекта государственной собственности Российской Федерации и 31 объект государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). По состоянию на 1 января 2013 года введено лишь 2 объекта государственной собственности субъектов Российской Федерации.
ФМБА России не использованы средства, предусмотренные на инвестиции в рамках непрограммной части ФАИП, в сумме 1 462,7 млн. рублей, в результате чего в 2012 году не обеспечен ввод в эксплуатацию 8 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2012 году, а также не введены в эксплуатацию 2 объекта, срок ввода которых был установлен на 2011 год.
В 2012 году в рамках раздела "Здравоохранение" в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлены межбюджетные трансферты в сумме 51 810,0 млн. рублей (100,0 % от годовых бюджетных назначений), из них:
- проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 900,0 млн. рублей;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4 000,0 млн. рублей;
- компенсация выпадающих доходов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий страхователей - 46 910,0 млн. рублей.
В общем объеме кассовых расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2012 году 20% составляют межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (122,7 млрд. рублей).
Рассматривая итоги 2011 года, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечал низкий уровень освоения целевых субсидий в субъектах Российской Федерации. Следует обратить внимание на усиление негативной тенденции в 2012 году.
Остатки неиспользованных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (целевых средств), на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год:
(млрд. рублей) | |||
Наименование |
Остаток на 01.01.2012 |
Остаток на 01.01.2013 |
Изменение остатков |
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
Всего целевых средств, перечисленных из федерального бюджета: |
167,0 |
242,6 |
75,6 |
из них: |
|
|
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
19,3 |
27,6 |
8,2 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
0,0 |
2,7 |
2,7 |
Из приведенных данных следует, что остатки неиспользованных целевых средств, перечисленных Минздравом России и ФМБА в субъекты Российской Федерации, за 2012 год сложились в сумме 30,3 млрд. рублей и возросли по сравнению с 2011 годом на 10,9 млрд. рублей или в 1,5 раза. В общем объеме остатков неиспользованных целевых средств по межбюджетным трансфертам по Российской Федерации это составляет 12,5%.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным принять проект федерального закона N 312571-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год" и отметить следующие недостатки в исполнении федерального бюджета в 2012 году:
- недостаточная проработка Минздравсоцразвития России (Минздрава России) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий в рамках реализации ПНП "Здоровье" и использования бюджетных средств субъектами Российской Федерации, в том числе в связи с преобразованием Минздравсоцразвития России в мае 2012 года;
- значительный рост остатков неиспользованных целевых средств, перечисленных по межбюджетным трансфертам в субъекты Российской Федерации - в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом;
- сохранение тенденции подписания государственных контрактов с единственных участником торгов на поставку лекарственных и иммунобиологических препаратов в объемах, в среднем превышающих 70% от общей суммы состоявшихся торгов, что свидетельствует об отсутствии реальной конкуренции на российском фармацевтическом рынке в секторе государственных закупок лекарственных препаратов.
Комитет считает необходимым рекомендовать:
Минздраву России усилить контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий соглашений о предоставлении их бюджетам целевых средств из федерального бюджета в части их эффективного и полного использования при реализации мероприятий ФЦП, ФАИП и ПНП "Здоровье";
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации усилить контроль и повысить эффективность использования целевых средств, предоставляемых из федерального бюджета.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 5 сентября 2013 года (протокол N 38).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.