Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделу "Национальная экономика"
2.1. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ бюджетные ассигнования по разделу "Национальная экономика" утверждены в объеме 2 027 201,6 млн. рублей, что составляет 3,3% объема валового внутреннего продукта.
Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по разделу увеличены на 24 699,5 млн. рублей, или на 1,2%, и составили 2 051 901,1 млн. рублей. Наибольшее увеличение объемов по изменению сводной бюджетной росписи произведено в связи с изменениями, вносимыми по причине неполного освоения в 2011 году бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на сумму 27 184,4 млн. рублей и Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Инвестиционный фонд) на сумму 19 836,5 млн. рублей.
Информация о расходах по разделу "Национальная экономика" приведена в следующей таблице.
Наименование раздела, подразделов классификации расходов бюджетов |
Утверждено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ |
Сводная бюджетная роспись с учетом изменений |
Лимиты бюджетных обязательств |
Исполнено за 2012 год |
|||||
Сумма |
в % к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ |
в % к сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
в % к лимитам бюджетных обязательств |
доля расходов в ВВП, % |
доля расходов в общем объеме расходов по разделу, % |
||||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
2 027 201,6 |
2 051 901,1 |
2 051 345,8 |
1 968 497,1 |
97,1 |
95,9 |
96,0 |
3,2 |
100,0 |
Общеэкономические вопросы |
23 993,3 |
19 215,9 |
19 215,9 |
18 391,6 |
76,7 |
95,7 |
95,7 |
0,0 |
0,9 |
Топливно-энергетический комплекс |
106 004,4 |
108 109,1 |
108 109,1 |
107 835,9 |
101,7 |
99,7 |
99,7 |
0,2 |
5,5 |
Исследование и использование космического пространства |
34 276,1 |
33 096,6 |
33 096,6 |
32 978,6 |
96,2 |
99,6 |
99,6 |
0,1 |
1,7 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
29 723,6 |
29 726,5 |
29 726,5 |
29 715,3 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
1,5 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
149 985,9 |
149 552,6 |
149 552,6 |
148 821,4 |
99,2 |
99,5 |
99,5 |
0,2 |
7,6 |
Водное хозяйство |
21 701,9 |
22 237,1 |
22 237,1 |
21 973,0 |
101,2 |
98,8 |
98,8 |
0,0 |
1,1 |
Лесное хозяйство |
30 431,0 |
29 747,3 |
29 747,3 |
29 700,9 |
97,6 |
99,8 |
99,8 |
0,0 |
1,5 |
Транспорт |
332 594,2 |
371 952,6 |
371 637,4 |
339 719,5 |
102,1 |
91,3 |
91,4 |
0,6 |
17,3 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
448 718,1 |
483 708,8 |
483 708,8 |
442 389,1 |
98,6 |
91,5 |
91,5 |
0,7 |
22,5 |
Связь и информатика |
45 741,2 |
42 167,8 |
42 167,8 |
41 304,6 |
90,3 |
98,0 |
98,0 |
0,1 |
2,1 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
231 010,6 |
230 738,6 |
230 738,6 |
229 085,8 |
99,2 |
99,3 |
99,3 |
0,4 |
11,6 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
573 021,4 |
531 648,2 |
531 408,2 |
526 581,4 |
91,9 |
99,0 |
99,1 |
0,9 |
26,8 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" составило 1 968 497,1 млн. рублей, или 95,9% показателей, установленных сводной бюджетной росписью с учетом изменений (15,3% в общем объеме расходов федерального бюджета).
Неиспользование бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью с учетом изменений, связано в основном с экономией средств на услуги независимых экспертов по проведению мероприятий по аттестации государственных служащих, по результатам проведения конкурсных процедур, на командировочные расходы; применением регрессивной шкалы при начислении страховых взносов; уточнением объема транспортного налога, налога на имущество; длительным согласованием изменений в паспорта федеральных целевых программ (далее - ФЦП), оформлением землеустроительной документации; несоблюдением подрядными организациями сроков проведения работ в соответствии с заключенными государственными контрактами; неполным использованием средств Федерального дорожного фонда; расторжением ряда контрактов на выполнение НИОКР; отсутствием положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, предоставленных расчетов на получение субсидии юридическими лицами; неосуществлением взносов в уставные капиталы открытых акционерных обществ по причине отсутствия подтверждений о проведении дополнительной эмиссии акций и передаче их в собственность Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на капитальный ремонт составили 139 535,6 млн. рублей (99,2% показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений), или 7,1% в общем объеме расходов по разделу, в том числе: расходы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 116 085,1 млн. рублей; остальные расходы на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества - 1 208,8 млн. рублей; субсидии ОАО "Российские железные дороги" на проведение работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - 22 241,7 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитие города Сочи как горноклиматического курорта (включая взнос в уставный капитал ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний" (г. Москва) и имущественный взнос в Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта) составили 134 928,6 млн. рублей (90,4% показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений), или 6,9% в общем объеме расходов по разделу.
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" в 2012 году осуществляли 48 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - Росавтодор (17,8%), Росжелдор (10,7%), Минпромторг России (7,7%), Минсельхоз России (7,2%), Роскосмос (6,8%), на которые приходится 50,2% объема произведенных расходов федерального бюджета по данному разделу.
2.2. По подразделу "Общеэкономические вопросы" наиболее значительные расходы осуществлены на руководство и управление в сфере установленных функций, в том числе на обеспечение деятельности центральных аппаратов государственных органов - 5 577,3 млн. рублей (28,6% расходов по подразделу) и их территориальных органов - 10 943,2 млн. рублей (58,8%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу составили 824,3 млн. рублей (4%), из них не использованы средства федерального бюджета в сумме 371,5 млн. рублей, предусмотренные на мероприятия по реализации проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, в связи с отсутствием соответствующих решений Правительства Российской Федерации, а также в сумме 449,7 млн. рублей по направлению "Руководство и управление в сфере установленных функций" в связи с экономией средств на услуги независимых экспертов по проведению мероприятий по аттестации государственных служащих, трудовым спорам, по результатам проведения конкурсных процедур, на командировочные расходы, применением регрессивной шкалы при начислении страховых взносов, возвратом средств из Фонда социального страхования по оплаченным больничным листам, уточнением объема транспортного налога.
Счетной палатой отмечены недостатки по результатам выполненных работ по отдельным государственным контрактам в Росстандарте.
Так, по государственному контракту от 12 мая 2012 г. N 140-202 "Внедрение и сопровождение реестров, обеспечивающих ввод в действие технического регламента "О безопасности колесных средств" на сумму 1,0 млн. рублей реестры на сайте Росстандарта не размещены. Круг пользователей, имеющих право доступа к информации реестров нормативным документом, не определен. Таким образом, отдельные пункты технического задания не выполнены и расходование средств федерального бюджета в сумме 1,0 млн. рублей является неэффективным, так как конечный результат не достигнут.
2.3. По подразделу "Топливно-энергетический комплекс" наиболее значительные расходы осуществлены на реализацию пяти ФЦП - 31 849,0 млн. рублей (29,5% расходов по подразделу), взнос в уставный капитал ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" в целях реализации приоритетных проектов топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока - 50 000,0 млн. рублей (46,4%), приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний" - 12 044,0 млн. рублей (11,2%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу образовались у Минэнерго России в сумме 273,2 млн. рублей, или 0,3%, что связано в основном с неполной оплатой по государственным контрактам по мероприятиям в топливно-энергетической отрасли из-за позднего поступления актов по оказанным услугам.
2.4. По подразделу "Исследование и использование космического пространства" наиболее значительные расходы осуществлены на реализацию трех ФЦП - 29 491,3 млн. рублей (89,4% расходов по подразделу). Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу у Роскосмоса составили 118,0 млн. рублей (0,4%) в связи с длительным согласованием с Минфином России и Минэкономразвития России изменений в подпрограмму "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" и снижением стоимости работ в результате проведения конкурсов.
2.5. По подразделам "Воспроизводство минерально-сырьевой базы", "Сельское хозяйство и рыболовство", "Водное хозяйство", "Лесное хозяйство" наиболее значительные расходы осуществлены на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы - 115 674,5 млн. рублей (50,2% расходов по подразделу), 14 ФЦП - 29 239,6 млн. рублей (12,7%). Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данным подразделам составили 1 052,9 млн. рублей, или 0,5%.
2.6. По подразделу "Транспорт" наиболее значительные расходы осуществлены на отдельные мероприятия и государственную поддержку железнодорожного транспорта - 83 690,4 млн. рублей (24,6% расходов по подразделу), водного транспорта - 17 778,4 млн. рублей (5,2%), воздушного транспорта - 10 737,7 млн. рублей (3,2%), реализацию шести ФЦП - 75 945,0 млн. рублей (22,3%), государственную поддержку инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда - 14 058,9 млн. рублей (4,1%), бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы - 12 330,2 млн. рублей (3,6%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу составили 31 917,9 млн. рублей (8,6%) и в основном связаны с неиспользованием средств федерального бюджета, направленных на реализацию инвестиционных проектов (27 198,0 млн. рублей) и ФЦП (2 752,9 млн. рублей) по причине длительности процесса согласования и оформления правоустанавливающих документов, землеустроительной документации, несоблюдением подрядными организациями сроков проведения работ в соответствии с заключенными государственными контрактами, экономией, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, превышением планируемого объема перевозок над фактическим.
Счетной палатой установлены нарушения по данному подразделу на общую сумму 11 139,9 млн. рублей. При этом факты неэффективного использования средств федерального бюджета установлены на сумму 9 927,3 млн. рублей, из них наиболее значительные следующие:
в Росморречфлоте оплачены государственные контракты на сумму 7 729,7 млн. рублей, при этом объекты строительства или модернизации в эксплуатацию не введены;
в Минтрансе России в отсутствии проектной документации на создание единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности заключены государственные контракты с ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" на сумму 1 489,1 млн. рублей на создание указанной системы. При этом Минтрансом России согласовано указанному ФГУП без проведения конкурса заключение субподрядных договоров с ООО "Техносерв АС" на выполнение 85% работ.
Нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н, установлены в Росавиации, Ространснадзоре на общую сумму 59,9 млн. рублей.
Факты отсутствия надлежащего контроля за средствами федерального бюджета, выделяемыми в виде субсидий, отсутствие порядка предоставления субсидии, нарушения правил и условий договоров о предоставлении субсидий установлены в Росжелдоре, Росавиации, Росавтодоре.
2.7. По подразделу "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" наиболее значительные расходы осуществлены на реализацию пяти ФЦП - 295 290,3 млн. рублей (66,7%), содержание и управление дорожным хозяйством - 119 861,7 млн. рублей (27,1%), государственную поддержку инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда - 13 286,7 млн. рублей (3%), субсидии Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор") - 12 794,9 млн. рублей (2,9%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по подразделу составили 41 319,7 млн. рублей (8,5%) и сложились в основном по подпрограмме "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (28 051,9 млн. рублей) и мероприятиям по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года в сумме 10 074,2 млн. рублей по причине нарушения сроков и условий контрактов со стороны подрядных организаций; экономии по результатам конкурсных процедур; длительности решения вопросов о выкупе земельных участков, необходимости выполнения дополнительных работ, что повлекло увеличение стоимости подлежащих выполнению работ по отдельным объектам в Московской области, непредставления утвержденной в установленном порядке проектной документации; позднего срока выделения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Счетной палатой установлены нарушения по данному подразделу на общую сумму 244,8 млн. рублей, из них факты неэффективного использования средств федерального бюджета установлены в Росавтодоре на сумму 1,6 млн. рублей. Указанные средства израсходованы без достижения требуемого результата при исполнении контракта на выполнение работ по развитию, сопровождению и технической поддержке официального интернет-сайта Росавтодора. Исполнителем не выполнены отдельные виды работ, при этом Росавтодором работы приняты по акту выполненных работ в полном объеме.
В Росавтодоре установлены нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н (осуществлены в 2012 году расходы по разработке проектов межгосударственных стандартов в сумме 53,2 млн. рублей по целевой статье расходов "Реализация мероприятий подпрограммы "Автомобильные дороги").
По информации, представленной Минтрансом России в Счетную палату, имеется ряд ошибок в статистической форме N 1-ФД "Сведения об использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов", утвержденной приказом Росстата от 15 июня 2012 г. N 346 (далее - форма N 1-ФД) в части размерности показателей и наименований граф, которые отсутствовали в предложениях по формам, представленным в Росстат Минтрансом России, но появились на стадии издания приказа Росстата, что приводит к различиям в заполнении формы N 1-ФД респондентами и не позволяет обеспечить подготовку достоверных сводных данных. Минтрансом России направлялись в Росстат предложения по внесению изменений в форму N 1-ФД, а также с учетом замечаний Росстата перенаправлялся доработанный проект формы N 1-ФД. В настоящее время откорректированная форма N 1-ФД Росстатом не утверждена и до респондентов не доведена. Кроме того, в настоящее время сведения, предусмотренные формой N 1-ФД, не включены Росстатом в федеральный план статистических работ и, следовательно, формирование форм статистической отчетности, отражающих использование средств Федерального дорожного фонда за 2012 год, не производилось.
2.8. По подразделу "Связь и информатика" наиболее значительные расходы осуществлены по направлению "информационные технологии и связь" - 30 302,8 млн. рублей (73,4% в общем объеме расходов по данному подразделу), программные мероприятия (2 программы) - 2 307,7 млн. рублей (5,6%). Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу составили 863,2 млн. рублей, или 2%.
2.9. По подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" наиболее значительные расходы осуществлены на реализацию десяти ФЦП - 171 559,3 млн. рублей (74,9%), прикладные научные исследования и разработки - 16 827,5 млн. рублей (7,3%), реализацию проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России - 5 026,9 млн. рублей (2,2%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу составили 1 652,8 млн. рублей (0,7%) в основном в связи с экономией по результатам проведения конкурсных процедур, а также расторжением ряда контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Счетной палатой установлены факты неэффективного использования средств федерального бюджета по указанному подразделу на общую сумму 336,8 млн. рублей.
Так, Минпромторгом России по ряду государственных контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ оплачены лишь первые этапы на сумму 335,5 млн. рублей, поскольку Минпромторгом России было принято решение завершить работы после выпуска рабочей конструкторской документации. Следовательно, указанными государственными контрактами, заключенными с единственным поставщиком, предусмотрены опытно-конструкторские работы, которые не выполнены в полном объеме и, соответственно, не достигнут запланированный результат. В соответствии с сохранными расписками указанные работы находятся на ответственном хранении у исполнителей контрактов. При этом порядок распоряжения и использования указанной собственности по завершении контрактных обязательств, компенсации затрат за ее хранение Минпромторгом России не определен.
Росморречфлотом не зарегистрирована в Роспатенте и не введена в эксплуатацию программа ЭВМ стоимостью 1,3 млн. рублей, созданная в результате выполнения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ гражданского назначения для государственных нужд Российской Федерации.
2.10. По подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" наиболее значительные расходы осуществлены на субсидии трем государственным корпорациям (государственным компаниям) - 180 728,1 млн. рублей (34,3% расходов по подразделу), реализацию государственных функций в области национальной экономики - 119 870,1 млн. рублей (22,8%), 25 ФЦП - 79 455,5 млн. рублей (15,1%), руководство и управление в сфере установленных функций - 33 703,3 млн. рублей (6,4%), реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра "Сколково" (с учетом субсидии по ФТС России на компенсацию таможенных платежей) - 27 130,0 млн. рублей (5,2%).
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу составили 4 826,8 млн. рублей (0,9%), из них:
по Минпромторгу России - 1 661,0 млн. рублей в основном в связи с экономией, образовавшейся при проведении конкурсных процедур; отсутствием положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, предоставленных расчетов на получение субсидии организациями, заключившими договоры по воздушным судам, фактически переданным в лизинг; неосуществлением взносов в уставные капиталы открытых акционерных обществ "Холдинговая компания "Новосибирский электровакуумный завод - Союз", г. Новосибирск, и "Производственное объединение "Азимут", г. Махачкала, Республика Дагестан, на общую сумму 110,0 млн. рублей по причине отсутствия подтверждений о проведении дополнительной эмиссии акций и передаче их в собственность Российской Федерации;
по Росреестру - 974,9 млн. рублей в основном в связи с отсутствием заявок на осуществление платежей от организаций, выполняющих работы в рамках заключенных договоров; экономией по начислениям на выплаты по оплате труда, по итогам проведения конкурсных процедур, командировочным расходам; изменением расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество;
по Минфину России - 266,1 млн. рублей в связи с отсутствием гарантийных случаев на исполнение обязательств по государственным гарантиям.
2.10.1. Анализ бюджетного законодательства, регламентирующего предоставление субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании, показал следующее.
Главными распорядителями средств федерального бюджета при прогнозировании расходов на предоставление субсидий не всегда принимаются во внимание уровень исполнения расходов, а также эффективность их использования в предшествующих годах, что влечет за собой риски неэффективного расходования средств федерального бюджета, влияет на качество бюджетного процесса и противоречит задаче, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", касающейся необходимости повысить отдачу от использования государственных расходов. Отсутствие в ряде случаев конкретных целевых показателей в привязке к срокам их реализации при предоставлении субсидий некоммерческим организациям не позволяет в полной мере оценить эффективность их использования.
2.10.1.1. Так, в 2012 году кассовое исполнение расходов по имущественному взносу в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на формирование фонда прямых инвестиций составило 62 000,0 млн. рублей (100% утвержденных бюджетных назначений) и на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по развитию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона - 15 000,0 млн. рублей (100% утвержденных бюджетных назначений).
Предоставление из федерального бюджета в 2012 году указанных субсидий осуществлялось на основании правил, утвержденных приказами Минфина России, и договоров о предоставлении субсидий.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на формирование фонда прямых инвестиций, утвержденными приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 161н (далее - Правила, утвержденные приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 161н), субсидия предоставляется на формирование закрытого паевого инвестиционного фонда "Российский Фонд Прямых Инвестиций" (далее - ЗПИФ РФПИ). За счет средств ЗПИФ РФПИ, источником финансового обеспечения которых является субсидия, финансируются инвестиционные проекты, которые отвечают в том числе критерию максимизации доли средств ЗПИФ РФПИ, вложенных в инвестиционные проекты в рамках сделок по выкупу дополнительной эмиссии акций в структуре стоимости чистых активов.
Анализ отчетов об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидия и средства ЗПИФ РФПИ, представляемых Внешэкономбанком в Минфин России, показал следующее.
На формирование фонда прямых инвестиций из федерального бюджета направлено 124 600,0 млн. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2013 года на транзитном счете Внешэкономбанка числится 62 000,0 млн. рублей (49,8%); на цели финансирования инвестиционных проектов направлено 10 527,0 млн. рублей, что составляет лишь 8,4% предоставленных в 2011 и 2012 годах субсидий; на счете ООО "Управляющая компания РФПИ" числятся средства в размере 52 073,0 млн. рублей (41,8%), которые по состоянию на 1 января 2013 года на финансирование инвестиционных проектов не направлялись.
В приложениях к договорам от 23 декабря 2011 г. N 01-01-06/20-516 "О предоставлении из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на формирование фонда прямых инвестиций" и от 27 декабря 2012 г. N 01-01-06/20-528 "О предоставлении из федерального бюджета в 2012 году субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на реализацию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона" приведены формы отчетности об оценке эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в которых отражен ряд показателей, по которым Внешэкономбанк должен отчитываться перед Минфином России. Вместе с тем целевые значения, характеризующие динамику и эффективность использования субсидий, в договорах и приложениях к ним не установлены.
В договоре от 23 декабря 2011 г. N 01-01-06/20-516 не отражено обязательство Внешэкономбанка обеспечить реализацию внутреннего контроля за использованием субсидии в соответствии с критериями, установленными наблюдательным советом ООО "Управляющая компания РФПИ", что не соответствует подпункту 3.1 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 161н.
Дополнительным соглашением от 27 декабря 2012 г. N 1 к договору от 23 декабря 2011 г. N 01-01-06/20-516 изменен состав форм предоставления Внешэкономбанком отчетности об использовании субсидии в Минфин России, в том числе отменено предоставление детализированного перечня инвестиционных проектов, отобранных ООО "Управляющая компания РФПИ", что снижает прозрачность предоставляемой отчетности и не позволяет определить наименование инвестиционного проекта, в который вложены средства, вид деятельности портфельной компании, тип осуществленных инвестиций.
2.10.1.2. Минфином России в 2012 году перечислена субсидия некоммерческой организации "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее - Фонд) в размере 22 070,0 млн. рублей.
Предоставление из федерального бюджета в 2012 году субсидии Фонду осуществлялось на основании Правил предоставления в 2012 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета некоммерческой организации "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра "Сколково", утвержденных приказом Минфина России от 25 апреля 2012 г. N 51н.
Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1249 установлено главным распорядителям средств федерального бюджета в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по согласованию с Минфином России необходимые для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ порядки (правила) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не установленные актами Правительства Российской Федерации.
Правила предоставления в 2012 - 2014 годах субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации "Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий" на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра "Сколково", утверждены приказом Минфина России N 51н (далее - Правила, утвержденные приказом Минфина России от 25 апреля 2012 г. N 51н) лишь 25 апреля 2012 года, что почти на 3 месяца позже установленного срока.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели предоставления субсидий. При этом в Правилах, утвержденных приказом Минфина России от 25 апреля 2012 г. N 51н, цели определены формально (на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра "Сколково") с отсылкой на заключаемый между Минфином России и Фондом (управляющей компанией проекта "Сколково") договор о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации и приказами Минфина России, Фонду за 2010 - 2012 годы по состоянию на 1 января 2013 года предоставлены субсидии в общей сумме 47 328,5 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2013 году остаток неиспользованных субсидий составил 22 924,1 млн. рублей, или 48,4% направленных в 2010 - 2012 годах средств.
Договором о предоставлении субсидии от 25 июня 2012 г. N 01-01-06/20-106 предусмотрены стратегические ключевые показатели эффективности Фонда в 2012 году (10 показателей), утвержденные Советом Фонда 16 декабря 2011 года. По состоянию на 1 января 2013 года Фондом не достигнуты в полной мере целевые значения на 2012 год по 3 из 10 стратегических показателей эффективности.
В соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 25 апреля 2012 г. N 51н, и договором о предоставлении субсидии в 2012 году установлены формы отчетов об исполнении бюджета Фонда в разрезе направлений расходов в соответствии с целями. Кроме того, должно представляться пояснение к отчету по программам (мероприятиям) с приведенными результатами по ключевым показателям эффективности, утвержденными Советом Фонда в соответствии с согласованными Минфином России составом ключевых показателей эффективности и методикой расчета. Следует отметить, что указанные формы отчетов не позволяют выделить обобщенные объемы текущих расходов в разрезе статей затрат и провести сравнительный анализ структуры расходов, осуществленных за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в 2011 - 2012 годах, по отношению к аналогичным расходам за счет субсидий, предоставленных в 2010 году.
Проводимый Минфином России в 2010 - 2012 годах мониторинг отчетов об осуществлении расходов Фонда не является эффективным инструментом финансового контроля, в том числе контроля за соответствием представленных Фондом отчетов произведенным расходам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
2.10.2. Минфином России в 2012 году перечислена субсидия в размере 4 500,0 млн. рублей на основании Правил предоставления субсидии в 2012 году из федерального бюджета г. Москвы на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов внешней инженерной инфраструктуры инновационного центра "Сколково", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1357, и соглашения о предоставлении субсидии в 2012 году от 26 декабря 2012 г. N 01-01-06/20-474.
По состоянию на 1 января 2013 года расходы на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов внешней инженерной инфраструктуры инновационного центра "Сколково" не осуществлялись.
По результатам проверки установлено расхождение в сроках предоставления отчета об исполнении условий предоставления субсидии, установленных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1357, и соглашением от 26 декабря 2012 г. N 01-01-06/20-474.
2.10.3. ФТС России в 2012 году перечислена субсидия Фонду в размере 2 830,0 млн. рублей (55,2% первоначально установленных законодательством показателей) на основании Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 339, и соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий от 19 июля 2011 года. В соответствии с отчетами и актами сверки об использовании субсидий, представляемыми Фондом в ФТС России, из указанных средств возвращено в федеральный бюджет - 2 774,0 млн. рублей (98%), израсходовано - 56,0 млн. рублей (2%).
2.10.4. Факты отсутствия надлежащего контроля за средствами федерального бюджета, выделяемыми в виде субсидий, непредставления отчетов о целевом использовании субсидий получателями, нарушения условий договоров о предоставлении субсидий установлены в Минпромторге России.
В соответствии с Правилами предоставления в 2010 году субсидии из федерального бюджета Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2010 г. N 1007, и Правилами предоставления в 2010 году субсидии из федерального бюджета Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в виде имущественного взноса для оказания финансовой поддержки Волгоградскому открытому акционерному обществу "Химпром" путем предоставления беспроцентного займа", утвержденными приказом Минпромторга России от 23 ноября 2010 г. N 1065, выделены субсидии Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Госкорпорация "Ростехнологии") в размере 16 282,1 млн. рублей и 1 000,0 млн. рублей соответственно. Согласно договорам и внутренним приказам о предоставлении субсидии отчеты об использовании субсидий должны быть представлены в 2011 году. По состоянию на момент проверки указанные отчеты не представлены. Средства в размере 17 282,1 млн. рублей числятся в Минпромторге России как дебиторская задолженность.
2.10.5. Объем средств федерального бюджета, направленных Минэкономразвития России субъектам Российской Федерации на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, составил в 2012 году 20 800,0 млн. рублей (100% показателя сводной бюджетной росписи с учетом изменений), при этом освоено средств субъектами Российской Федерации - 14 320,9 млн. рублей, что составляет лишь 68,8%.
Счетной палатой при проверке предоставления Минэкономразвития России субсидий на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства выявлены недостатки, носящие административно-управленческий характер и требующие принятия мер по повышению эффективности контроля за использованием субсидий, а также совершенствования механизма процедур, регламентирующих вопросы их предоставления, в том числе:
не соблюдены конкурсные процедуры по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства, установленные требованиями Правил конкурсного отбора, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2012 г. N 107;
наблюдается рост остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации на 2 397,4 млн. рублей, или на 43,6%, при этом ежегодно не подтверждается к использованию до 30% остатков;
показатели результативности предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные соответствующими соглашениями, не отражают влияния поддержки федерального бюджета на развитие предпринимательства в субъектах Российской Федерации и носят формальный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.