Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Анализ информации об исполнении приложений "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 год" и "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
1. Одновременно с отчетом в соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлена информация об исполнении приложений 32 "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 год" и 36 "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год" к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее в разделе - информация).
Статьей 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее в разделе - Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ) утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 год (далее в этом разделе - программа внутренних заимствований) и статьей 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ - Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год (далее в этом разделе - программа внешних заимствований).
2. В соответствии с программой внутренних заимствований первоначально объем государственных внутренних заимствований на 2012 год установлен в сумме 1 208 836,4 млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 1 809 277,2 млн. рублей (расчетно). Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в программу внутренних заимствований внесены изменения, в соответствии с которыми объем государственных внутренних заимствований был уменьшен на 499 074,1 млн. рублей, или на 41,3%, и составил 709 762,3млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 1 310 203,0 млн. рублей (расчетно). В объеме заемных средств учитывались некассовые операции в сумме 280 216,1 млн. рублей, в том числе на программу докапитализации банков 150 000,0 млн. рублей и обмен нестандартных выпусков облигаций федерального займа из портфеля Минфина России - 130 216,1 млн. рублей.
2.1. Согласно информации и результатам проверки Счетной палатой, исполнение программы внутренних заимствований составило 511 433,5 млн. рублей, которое осуществлено за счет привлечения средств от операций с государственными ценными бумагами в размере 911 874,3 млн. рублей и их погашения в размере 400 440,8 млн. рублей.
2.1.1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 2389-р Минфину России разрешено осуществить в 2012 году выпуск государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в объемах, не превышающих 1 843,7 млрд. рублей, в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации (5 462 127,1 млн. рублей).
Всего в 2012 году было размещено ОФЗ-ПД и ГСО-ППС на сумму 919 029,6 млн. рублей по номиналу, в том числе ОФЗ-ПД на сумму 794 629,6 млн. рублей и ГСО-ППС на сумму 124 400,0 млн. рублей. В общем объеме средств, привлеченных от размещения государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации, облигации федерального займа (далее - ОФЗ) составили 788 301,9 млн. рублей (86,4%) и государственные сберегательные облигации (далее - ГСО) - 123 572,4 млн. рублей (13,6%). В 2012 году размещение облигаций внутренних облигационных займов (далее - ОВОЗ) на международном финансовом рынке не осуществлялось.
В области заимствований на внутреннем рынке в 2012 году была продолжена политика увеличения выпуска государственных бумаг с длинными сроками их погашения. Так, выпуск долгосрочных ОФЗ в общем объеме выпуска ОФЗ составил 76,5%. В 2012 году впервые был размещен на рынке выпуск ОФЗ со сроком погашения 15 лет, который составил 23% общего объема долгосрочных ОФЗ. Таким образом, дюрация портфеля ОФЗ/ОВОЗ по состоянию на конец 2012 года составила 4,2 года, или увеличилась на 0,3 года (3,9 года - на конец 2011 года). Всего в 2012 году состоялось 53 аукциона по размещению ОФЗ, в том числе 5 новых выпусков и 3 выпуска, впервые предложенные к размещению в 2011 году. При этом все выпуски ОФЗ осуществлены с постоянным купонным доходом и фиксированными сроками обращения (далее - ОФЗ-ПД).
В 2012 году было продолжено размещение ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (далее - ГСО-ППС). Проведено 4 размещения новых выпусков ГСО-ППС по закрытой подписке на общую сумму 124 400,0 млн. рублей. В общем объеме ГСО-ППС долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) составили 75,9%.
Размещение выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, с короткими сроками их погашения (до одного года) в 2012 году не осуществлялось.
Средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, составила на конец 2012 года 7,746% годовых, в том числе ОФЗ-ПД - 7,677% (среднесрочные инструменты - 7,436% и долгосрочные инструменты - 7,75%) и ГСО-ППС - 8,188% (среднесрочные инструменты - 7,436% и долгосрочные инструменты - 7,75%).
В 2012 году, по данным проверки Счетной палаты, объемы выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, (1 843,7 млрд. рублей) и государственного внутреннего долга (5 462 127,1 млн. рублей) не превысили объемы, определенные указанным распоряжением.
2.1.2. Статьей 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (с изменениями) установлено направить в 2012 году на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, бюджетные ассигнования в сумме 600 440,8 млн. рублей.
По результатам проверки Счетной палаты, погашение основной суммы долга по видам государственных ценных бумаг по номиналу составило: ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД на сумму 401 176,9 млн. рублей, в том числе ОФЗ-ПД - 370 176,9 млн. рублей и ОФЗ-АД - 31 000,0 млн. рублей. При этом общий объем бюджетных ассигнований на погашение ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД составил 400 440,8 млн. рублей, в том числе на погашение ОФЗ-ПД - 369 957,6 млн. рублей и на погашение ОФЗ-АД - 30 483,2 млн. рублей.
В 2012 году на погашение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации было направлено бюджетных ассигнований на 200 000,0 млн. рублей меньше, чем было предусмотрено статьей 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2012 финансовый год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, осуществлено в меньшем объеме от утвержденных бюджетных назначений в связи с непроведением операции обмена выпусков облигаций федерального займа в объеме до 200 млрд. рублей на облигации федерального займа других выпусков. Проведение операции обмена в 2012 году было признано нецелесообразным ввиду отсутствия для нее оптимальных условий на рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 108 Бюджетного кодекса Российской Федерации программа внешних заимствований представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.
3.1. Программой внешних заимствований первоначально были утверждены показатели на 2012 год по общей сумме долговых обязательств, указанных в иностранной валюте, определяемой как разница между объемами привлечения и объемами средств, направляемых на погашение основного долга, по каждому виду заимствования (далее в этом разделе - общей сумме долговых обязательств), которая составила 4 788,8 млн. долларов США, в том числе по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - 5 608,4 млн. долларов США, кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций (далее в этом разделе - МФО), иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - минус 819,6 млн. долларов США.
Окончательной редакцией программы внешних заимствований (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ) установлены следующие показатели: общая сумма долговых обязательств - 4 549,1 млн. долларов США, в том числе по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - 5 608,4 млн. долларов США, по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - минус 1 059,3 млн. долларов США. По сравнению с первоначальной редакцией программы внешних заимствований изменения внесены в показатели по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - на 184,6 млн. долларов США.
Изменение показателя общей суммы долговых обязательств в окончательной редакции программы внешних заимствований по сравнению с первоначальной редакцией явилось следствием сокращения запланированного объема привлечения средств займов МФО, а также увеличения бюджетных ассигнований на погашение основной суммы долга по указанным кредитам.
3.1.1. В соответствии с перечнем "Несвязанные (финансовые) заимствования Российской Федерации в 2012 году" программы внешних заимствований объем привлечения государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составил 7 000,0 млн. долларов США (срок погашения до 30 лет).
В апреле 2012 года Минфин России от имени Российской Федерации осуществил эмиссию и размещение облигаций трех внешних облигационных займов Российской Федерации со сроками погашения в 2017, 2022 и 2042 годах и доходностью облигаций к погашению 3,325%, 4,591% и 5,798%. Общий объем трех выпусков по номинальной стоимости составил 7 000,0 млн. долларов США.
Размещение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в 2012 году учтено в Информации об исполнении приложения 36 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в размере цены размещения облигаций, т.е. в сумме 6 905,3 млн. долларов США.
Данные по результатам проверки совпадают с данными Информации об исполнении приложения 36 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
3.1.2. В соответствии с перечнем "Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2012 году" (далее - перечень) программы внешних заимствований общий объем привлечения средств займов МФО первоначально составил 317,5 млн. долларов США.
В течение 2012 года этот показатель изменялся дважды: Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ привлечение средств займов МФО было сокращено до 254,0 млн. долларов США, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ - до 198,9 млн. долларов США. Таким образом, по сравнению с показателем первоначального варианта Перечня прогнозируемый объем привлечения средств займов МФО был сокращен на 118,6 млн. долларов США, т.е. на 37,4%.
Наибольшее по абсолютной величине сокращение прогнозных показателей привлечения средств действующих займов имело место по следующим займам МБРР: N 4888-RU (заем для финансирования проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России") - на 24,6 млн. долларов США (33,2%) и N 4826-RU (заем для финансирования проекта "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость") - на 10,1 млн. долларов США (39,3%).
Кроме того, были значительно уменьшены прогнозные величины привлечения средств займов для финансирования проектов МБРР, по которым привлечение средств планировалось начать в 2012 году ("Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения" - на 36,8 млн. долларов США, или 95,6%, "Развитие и повышение стабильности российского финансового рынка" - на 16,1 млн. долларов США, или 98,8%, "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России. Лесной проект - 2" - на 9,8 млн. долларов США, или 98,0% и др.). Прогнозный показатель иных заимствований был сокращен на 34,1 млн. долларов США (85,3%).
Наиболее значительное увеличение прогнозного значения было осуществлено по займу МБРР N 4662-RU (заем для финансирования проекта "Модернизация казначейской системы Российской Федерации") - на 20,4 млн. долларов США (95,3%).
3.2. По информации и результатам проверки, установлено, что в 2012 году объем привлечения (использования) целевых иностранных кредитов, включенных в программу внешних заимствований, составил 128,3 млн. долларов США, что на 14,35 млн. долларов США, или на 12,6% больше объема использования указанных кредитов в 2011 году (113,95 млн. долларов США).
Динамика фактического привлечения целевых иностранных заимствований в 2009 - 2012 годах представлена на следующей диаграмме.
Динамика фактического привлечения целевых иностранных заимствований в 2009 - 2012 годах
Исполнение в 2012 году программы внешних заимствований по займам, предоставленным МФО в разрезе банков, приведено в следующей таблице.
млн. долларов США | ||||
Наименование МФО |
Привлечение по Программе в редакции ФЗ от 30.11.2011 г. N 371-ФЗ |
Привлечение по Программе в редакции ФЗ от 03.12.2012 г. N 247-ФЗ |
Фактическое привлечение средств займов в 2012 году, |
Исполнение Программы, % |
Всего |
317,5 |
198,9 |
128,3 |
64,5 |
МБРР |
257,7 |
167,1 |
106,2 |
63,6 |
ЕБРР |
12,8 |
13,0 |
9,2 |
70,8 |
СИБ |
7,0 |
12,9 |
12,9 |
100,0 |
Иные* |
40,0 |
5,9 |
0,0 |
0,0 |
Иные* - Иные заимствования у международных финансовых организаций в соответствии со статьей 108 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из таблицы исполнение программы внешних заимствований за 2012 год по МБРР составило 106,2млн. долларов США (63,6%), ЕБРР - 9,2 млн. долларов США (70,8%), СИБ - 12,9 млн. долларов США (100%). Привлечение в 2012 году средств иных заимствований МФО не осуществлялось.
Показатели пересмотренного Перечня были достигнуты лишь по четырем займам МФО: займу МБРР N 4694-RU для финансирования проекта "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга"; займу МБРР N 4769-RU для финансирования проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета"; займу ЕБРР N 3717 для финансирования проекта "Реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда"; займу СИБ MIL 99/2 для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды в г. Калининграде.
По восьми займам, указанным в Программе в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ без номера счета займа, в 2012 году не только не было начато привлечение средств, но и не были подписаны соглашения о займах. Это займы для финансирования следующих проектов: "Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации; "Развитие и повышение стабильности российского финансового рынка"; "Развитие инфраструктуры рынка микрофинансирования в Российской Федерации"; "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2"; "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации"; "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга"; "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами России. Лесной проект - 2"; "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения". "Иные заимствования" у МФО, равно как и привлечение средств упомянутых новых займов МБРР, в отчетном году не осуществлялись.
Среди займов МФО, привлечение средств которых в 2012 году имело место, наиболее низким оказался показатель исполнения Программы по займу МБРР N 4826-RU для финансирования проекта "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость", составивший 28,2%. Данные о привлечении средств займа МБРР N 4826-RU и исполнении программ государственных внешних заимствований Российской Федерации в части этого займа в 2007-2012 годах приведены в следующей таблице.
Программа заимствований на |
Привлечение средств займа МБРР N 4826-RU в редакциях программ заимствований, млн. долл. США |
Исполнение программы заимствований в окончательной редакции |
% от суммы, указанной в первоначальной редакции Программы |
||||
млн. долл. США |
% |
||||||
1-ая ред. |
2-ая ред. |
3-я ред. |
4-ая ред. |
||||
2007 год |
3,9 |
3,0 |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2008 год |
10,0 |
10,0 |
3,5 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2009 год |
13,4 |
2,2 |
2,2 |
|
0,3 |
13,6 |
2,2 |
2010 год |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
1,7 |
0,3 |
17,6 |
2,2 |
2011 год |
20,1 |
20,0 |
5,6 |
|
3,0 |
53,6 |
14,9 |
2012 год |
25,7 |
17,2 |
15,6 |
|
4,4 |
28,2 |
17,1 |
Соглашение между Российской Федерацией и МБРР о займе для финансирования проекта "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость" на сумму 50,0 млн. долларов США было подписано 14 сентября 2007 года и вступило в силу 23 апреля 2008 года. Однако привлечение средств упомянутого займа было начато лишь в декабре 2009 года. Данные таблицы свидетельствуют о низких показателях исполнения программ заимствований в части рассматриваемого займа, несмотря на пересмотры прогнозных показателей в сторону уменьшения.
В 2012 году прогнозная сумма привлечения средств займа МБРР N 4826-RU была сокращена с 25,7 млн. долларов США до 15,6 млн. долларов США, т.е. на 39,3%. Тем не менее, исполнение Программы на 2012 год в части займа МБРР N 4826-RU составило 4,4 млн. долларов США, т.е. 28,2% от пересмотренной запланированной суммы. По состоянию на 1 января 2013 года привлечение средств этого займа составило 8,0 млн. долларов США, т.е. 16,0% от суммы займа, хотя при заключении Соглашения о займе предусматривалось, что проект будет завершен к 30 ноября 2013 года, и первоначальной датой закрытия займа было определено 31 мая 2014 года.
Низкий уровень привлечения средств этого займа не позволил осуществить в 2011-2012 годах платежи по погашению основной суммы долга по данному займу в полном объеме. Систематическое неисполнение программ заимствований привело к тому, что платежи по погашению основной суммы долга по этому займу в 2013 году должны быть увеличены по сравнению с графиком платежей на 1 550,6 тыс. долларов США.
Привлечение средств займа МБРР N 4888-RU для финансирования проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" составило в 2012 году 19,1 млн. долларов США, или 38,6% от показателя, установленного пересмотренной Программой. Низким уровнем исполнения Программы в части данного займа в значительной степени обусловлено неисполнение планового показателя по всему Перечню "Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2012 году". Если неисполненная сумма по всему Перечню составила 70,6 млн. долларов США, то неисполненная сумма по займу N 4888-RU - 30,4 млн. долларов США, т.е. 43,1% от всей неисполненной суммы привлечения средств займов МФО.
Соглашение о займе МБРР N 4888-RU на сумму 200,0 млн. долларов США было подписано 16 сентября 2009 года. Согласно Соглашению дата закрытия займа - 1 июня 2014 года. По состоянию на 1 января 2013 года привлечение средств этого займа составило 29,7 млн. долларов США, т.е. 14,8% от суммы займа. Состояние привлечения средств займа МБРР N 4888-RU оказывает существенное влияние на исполнение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части займов МФО в целом, поскольку на этот заем приходится в последние годы значительная часть запланированного объема привлечения средств займов. Так, например, согласно пересмотренной редакции Программы на 2012 год привлечение средств займа МБРР N 4888-RU должно было составить 49,5 млн. долларов США, то есть 24,9% общего объема привлечения средств займов МФО в 2012 году.
Кроме того, пересмотры программ заимствований в части займов МФО также в значительной степени связаны с изменением прогнозных показателей привлечения средств займа МБРР N 4888-RU. В частности, в 2012 году этот показатель был сокращен с 74,1 млн. долларов США в первоначальной редакции Программы до 49,5 млн. долларов США, то есть на 24,6 млн. долларов США, что составило 20,7% от общей суммы сокращения (118,6 млн. долларов США). Сокращение показателя привлечения средств этого займа составило в 2012 году 33,2% (окончательный прогнозный показатель по займу в 2011 году был сокращен по сравнению с первоначальным показателем на 34,0 млн. долларов США, то есть 81,3%).
Привлечение средств займа МБРР N 4849-RU для финансирования проекта "Поддержка судебной реформы" составило в 2012 году 8,1 млн. долларов США, или 49,7% от показателя, установленного пересмотренной Программой. Соглашение между Российской Федерацией и МБРР о займе N 4849-RU на сумму 50,0 млн. долларов США было подписано 17 июля 2007 года и вступило в силу 15 ноября 2007 года. Дата закрытия займа, предусмотренная Соглашением о займе - 30 марта 2012 года. По состоянию на 1 апреля 2012 года привлечение средств займа МБРР N 4849-RU составило 10,8 млн. долларов США, т.е. 21,6% от суммы займа. В связи с этим в апреле 2012 года в ответ на обращение Минфина России МБРР принял решение о внесении изменений в соглашение о займе, и, в частности, о переносе даты закрытия займа на 30 марта 2014 года. По состоянию на 1 января 2013 года привлечение средств займа составило 19,2 млн. долларов США, т.е. 38,4% от суммы займа.
Помимо займа МБРР N 4849-RU в 2012 году были продлены сроки реализации проектов и перенесены даты закрытия следующих займов: займа ЕБРР N 3717 для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда; займа МБРР N 4769-RU для финансирования проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета"; займа МБРР N 4867-RU для финансирования проекта "Развитие системы государственной статистики - 2"; займа МБРР N 4662-RU для финансирования проекта "Модернизация казначейской системы Российской Федерации".
Исполнение Программы в части займа МБРР N 4662-RU составило 95,9%. В 2012 году привлечение средств указанного займа было завершено. Закрытию счета займа предшествовало аннулирование неиспользованного остатка средств на сумму 1,7 млн. долларов США, что составляет 0,75% от первоначальной суммы займа (231,0 млн. долларов США). Соглашение о займе N 4662-RU было подписано 31 июля 2002 года и вступило в силу 2 октября 2002 года. Таким образом, сумма в размере 1,7 млн. долларов США резервировалась на счете займа на протяжении десяти с лишним лет, и на нее выплачивалась комиссия за обязательство. Кроме того, при вступлении в силу соглашения о займе была выплачена начальная единовременная комиссия в размере 1% от первоначальной суммы займа. Таким образом, первоначальная комиссия, выплаченная на впоследствии аннулированную сумму, составляет 17 329,91 долларов США.
Следует также иметь в виду, что поскольку начальная единовременная комиссия была выплачена из средств займа, на сумму комиссии начислялись и выплачивались проценты (вплоть до начала погашения займа в феврале 2008 года). Часть суммы начальной единовременной комиссии, соответствующая сумме аннулированных средств, а также проценты, выплаченные на эту часть снятых со счета средств (до момента погашения), как и расходы на оплату комиссии за резервирование впоследствии аннулированной части займа, могут рассматриваться как неэффективно использованные средства федерального бюджета.
Из изложенного выше следует, что исполнение в 2012 году "Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год" в части Перечня "Кредиты (займы) международных организаций в 2012 году" составило 64,5% от показателя, предусмотренного пересмотренной Программой заимствований, несмотря на то, что в последней редакции Перечня по сравнению с первой редакцией заимствования были уменьшены на 37,4%.
При этом необходимо иметь в виду, что Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 247-ФЗ, которым были внесены окончательные изменения в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2012 год, был принят 3 декабря 2012 года. Данный факт свидетельствует о том, что при внесении изменений в Программу заимствований не был в должной мере проанализирован и учтен ход исполнения федерального бюджета на 2012 год в части привлечения средств займов МФО.
Аналогичная ситуация имела место и в 2007-2011 годах. Анализ исполнения программ государственных внешних заимствований Российской Федерации в части Перечня "Кредиты (займы) международных финансовых организаций" свидетельствует о том, что в 2007-2012 годах показатели, установленные первоначальными редакциями программ заимствований, в дальнейшем подвергались пересмотру в сторону существенного сокращения, однако и пересмотренные показатели не достигались.
Следует также отметить, что анализ сроков снятия средств со счетов займов МФО позволяет сделать вывод о том, что привлечение средств займов МФО в течение 2012 года было крайне неравномерным: 36,5% годовой суммы привлечения в долларах США пришлось на IV квартал отчетного года, причем 32,7% средств было привлечено в течение декабря 2012 года. Более того, в течение периода с 14 по 27 декабря были привлечены средства на сумму 33 998 609,04 долларов США, что составило 26,5% от общей суммы привлечения за год. Следует отметить, что аналогичная ситуация имела место и на протяжении предшествующего пятилетнего периода, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице.
Сопоставление данных о привлечении средств займов МФО в течение указанных в таблице периодов указывает на то, что по "сосредоточению" привлечения в последнем месяце отчетного периода наибольшим оказался показатель 2012 года.
По займу МБРР N 4826-RU для финансирования проекта "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость" в декабре 2012 года было привлечено 49,4% средств, снятых со счета займа за год. Еще более высоким этот показатель был по следующим займам МФО: займу ЕБРР N 37966 для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда (компонент централизованного теплоснабжения) - 56,2%; займу ЕБРР N 3717 для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда - 78,6%; займу МБРР N 4689-RU для финансирования проекта "Модернизация информационной системы таможенных органов" - 76,3%; займу СИБ MIL 99/2 для финансирования проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды в г. Калининграде - 95,7%.
Привлечение средств на безвозмездной основе (по займам, погашение и обслуживание которых осуществляется из средств федерального бюджета без последующего возмещения) составило 119,1 млн. долларов США, то есть 64,1% от показателя, предусмотренного Программой (185,9 млн. долларов США).
Привлечение средств займов МФО на возвратной основе, отражаемое в разделе Перечня "000 01 06 07 00 01 0000 540 Предоставление бюджетных кредитов федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)" в 2012 году составило 9,2 млн. долларов США, то есть 70,8% от показателя, предусмотренного Программой заимствований (13,0 млн. долларов США).
Привлечение средств на безвозмездной основе составило 92,8% от общей суммы привлечения средств займов МФО в 2012 году.
Данные об исполнении Программы на 2012 год в части Перечня Программы, полученные по результатам проверки, в целом совпадают с данными Информации об исполнении приложения 36 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
3.3. Исполнение Программы внешних заимствований на 2012 год по видам долговых обязательств, указанных в иностранной валюте и отражающих разницу между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга в части государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, представлено в следующей таблице.
млн. долл. США | ||||
Вид заимствования |
Показатели программы внешних заимствований |
Исполнение |
Исполнение в % к показателю программы |
|
по данным информации |
по данным проверки |
|||
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
5 608,4 |
5 624,5 |
5 624,5 |
100,3 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц |
-1 059,3 |
-857,4 |
-857,4 |
80,9 |
Всего государственных внешних заимствований |
4 549,1 |
4 767,1 |
4 767,1 |
104,8 |
По результатами проверки Счетной палаты и информации, исполнение по общей сумме долговых обязательств, указанных в иностранной валюте и отражающих разницу между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга, составило 4 767,1 млн. долларов США (104,8% объема, установленного Программой внешних заимствований), в том числе по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - 5 624,5 млн. долларов США (100,3%), кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - минус 857,4 млн. долларов США (80,9%). При этом размещение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в 2012 году учтено в размере цены размещения облигаций, т.е. в сумме 6 905,3 млн. долларов США, а произведенные в 2012 году платежи по погашению основной суммы долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составили 1 280,8 млн. долларов США. Привлечение средств займов МФО составило в 2012 году 128,3 млн. долларов США, а платежи по погашению основной суммы долга по займам МФО - 633,0 млн. долларов США, по кредитам иностранных государств, - 352,3 млн. долларов США и по урегулированию коммерческой задолженности бывшего СССР - 0,5 млн. долларов США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.