Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
Анализ отчета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в 2012 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
1. Одновременно с отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2012 год представлен отчет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в 2012 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (далее в этом разделе - отчет Росфиннадзора).
2. Отчет Росфиннадзора содержит сведения о выявленных нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере и о мерах, принятых по устранению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
2.1. В соответствии с отчетом Росфиннадзора в 2012 году Росфиннадзором проведено 15,7 тысяч ревизий и проверок, что на 0,3 тысячи, или на 1,9% меньше, чем в 2011 году.
2.2. Росфиннадзором проверено использование средств федерального бюджета в сумме 2 513 750,0 млн. рублей (на 682 580,9 млн. рублей, или на 37,3% больше, чем в 2011 году), или 52,7% общего объема проверенных средств.
2.3. В 2012 году Росфиннадзором выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 749 642,2 млн. рублей (15,7% объема проверенных средств), что на 227 413,3 млн. рублей, или на 43,5% больше, чем в 2011 году (522 228,9 млн. рублей). В общей сумме выявленных нарушений доля выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета составила 85,8% (642 909,7 млн. рублей), в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 10,1% (75 494,0 млн. рублей), в использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,6% (12 292,9 млн. рублей), в использовании прочих средств - 1,1% (8 160,2 млн. рублей), в использовании средств государственных внебюджетных фондов - 0,9% (6 847,4 млн. рублей), в использовании средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности - 0,5% (3 900,9 млн. рублей), в использовании средств, полученных от использования федерального имущества - 0,005% (37,2 млн. рублей).
Объем и структура выявленных в 2012 году нарушений в разрезе проверенных средств представлены в следующей диаграмме.
2.3.1. В структуре выявленных нарушений доля нарушений порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности составила 34,6% (259 611,5 млн. рублей), доля нарушений порядка учета государственного имущества и ведения реестра федерального имущества - 28,5% (213 616,7 млн. рублей), доля других нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере - 24,5% (183 090,3 млн. рублей), доля неэффективного использования материальных ресурсов и денежных средств - 6,1% (45 675,7 млн. рублей), доля неправомерного расходования денежных средств и материальных ресурсов - 4,7% (35 479,6 млн. рублей), доли нецелевого использования бюджетных средств, недопоступления налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов, расхождения фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета составили от 0,3% до 1,3%.
Объем и структура выявленных в 2012 году нарушений в использовании бюджетных средств по видам нарушений представлены в следующей диаграмме.
По сравнению с 2011 годом в структуре финансовых нарушений доля нецелевого использования бюджетных средств снизилась на 0,1 процентных пункта и составила 0,4%, а их объем увеличился с 2 829,3 млн. рублей до 3 146,2 млн. рублей, или на 11,2%.
Нецелевое использование средств федерального бюджета составило 1 918,8 млн. рублей, или 61,0% общей суммы нецелевого использования бюджетных средств, что на 59,0 млн. рублей, или на 3,2% больше, чем в 2011 году. Доля указанных средств в структуре выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета снизилась на 0,2 процентных пункта.
Объемы выявленного в 2008 - 2012 годах нецелевого использования бюджетных средств представлены в следующей диаграмме.
2.3.2. В отчете Росфиннадзора содержатся сведения о выявленных его территориальными органами в 2012 году нарушениях при осуществлении закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд на сумму 12 848,5 млн. рублей (1,7% общей суммы выявленных нарушений), в том числе при использовании средств федерального бюджета - на сумму 4 601,5 млн. рублей (0,7% общей суммы выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета).
Статьей 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного указанным кодексом, влечет блокировку соответствующих расходов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" блокировка расходов бюджета применяется до вступления в силу федерального закона, предусматривающего исключение из состава мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, установленных статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, блокировки расходов бюджета.
Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными законом (решением) о бюджете и (или) сводной бюджетной росписью главному распорядителю бюджетных средств, которое осуществляется при выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Блокировка расходов бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом, по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.
Положения настоящей статьи применяются в части блокировки расходов бюджета, осуществляемой по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленным до 1 января 2009 года органами государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом установлено, что блокировка расходов федерального бюджета применяется в части блокировки расходов бюджета, осуществляемой по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленным до 1 января 2009 года органами государственного финансового контроля.
2.3.3. Наибольший объем нарушений в использовании средств федерального бюджета выявлен в Минобороны России (377 417,4 млн. рублей, или 58,7% общей суммы выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета).
2.4. По данным отчета Росфиннадзора, устранено финансовых нарушений на сумму 264 062,5 млн. рублей, что составляет 35,2% общей суммы выявленных нарушений, в том числе по средствам федерального бюджета - 255 331,7 млн. рублей, или 39,7% соответственно. По сравнению с 2011 годом сумма устраненных финансовых нарушений увеличилась на 92 673,7 млн. рублей, или на 54,1%, по средствам федерального бюджета увеличилась - на 98 352,5 млн. рублей, или на 62,6% соответственно. Уровень возмещения по отношению к выявленной сумме нарушений в целом увеличился на 2,4 процентных пунктов, а по средствам федерального бюджета уменьшился - на 2,5 процентных пунктов.
Объемы выявленных и устраненных нарушений в использовании средств федерального бюджета в 2008- 2012 годах представлены в следующей диаграмме.
2.5. В целях реализации статей 166 и 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином России издан приказ от 26 декабря 2005 г. N 162н "Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации" (далее - Порядок сокращения лимитов).
Приказом Минфина России от 23 апреля 2009 г. N 37н установлено, что с 1 января по 31 декабря 2009 года Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 26 декабря 2005 г. N 162н, применяется в части блокировки расходов федерального бюджета, осуществляемый по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленным до 1 января 2009 года.
2.5.1. По данным отчета Росфиннадзора, в 2012 году Минфином России изменено лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам выявленного в прошлые отчетные периоды нецелевого использования средств федерального бюджета на общую сумму нарушений 207,7 млн. рублей.
2.5.2. Минфином России и Росфиннадзором не в полном объеме были сокращены лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленным Росфиннадзором и его территориальными органами в прошлые отчетные периоды.
В соответствии с отчетом Росфиннадзора в Минфине России по состоянию на 1 января 2013 года находятся на рассмотрении сводные уведомления о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств, направленные Росфиннадзором в прошлые отчетные периоды, на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 25,1 млн. рублей.
Динамика осуществления блокировки-сокращения лимитов бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленным контрольными органами Минфина России и Росфиннадзором в 2008 - 2012 годах, представлена в следующей диаграмме.
2.6. Росфиннадзором в 2012 году направлено в проверенные организации и их вышестоящие органы 7 348 представлений по устранению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, допущенных при использовании 665 900,77 млн. рублей, в том числе 3 827 представлений по устранению нарушений в использовании 579 996,4 млн. рублей средств федерального бюджета, из них: в Минобороны России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.