Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны
Раздел II-7
1. Общие положения
1.1. Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год в части расходов федерального бюджета на национальную оборону подготовлено в соответствии со статьями 264.4 и 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании проведенного Счетной палатой Российской Федерации комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральной службе по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ), Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (далее - ФСВТС), Федеральном агентстве специального строительства (далее - Спецстрой России), Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (далее - Рособоронпоставка), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), а также в иных органах исполнительной власти.
Кроме того, вопросы исполнения федерального бюджета за 2012 год проверялись в ходе тематических проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) в 2012 году в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) и на других объектах, контролируемых направлением деятельности.
Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют, что исполнение федерального бюджета за 2012 год в части расходов на национальную оборону осуществлялось в основном в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон о бюджете) и другими нормативными правовыми актами.
1.2. Показатели отчета об исполнении федерального бюджета за 2012 год в части доходов федерального бюджета, администрируемых Минобороны России, Спецстроем России, ФСВТС и Рособоронпоставкой, а также расходов на национальную оборону соответствуют данным, установленным Счетной палатой.
Выделенные из федерального бюджета ассигнования были израсходованы на мероприятия по оптимизации боевого состава и штатной численности Вооруженных Сил, разработке НИОКР, приобретению и ремонту вооружения, военной и специальной техники, военно-техническому сотрудничеству, размещению заказов на приобретение продукции, работ, услуг, обеспечению жильем военнослужащих, строительству специальных объектов, социальной защищенности личного состава и адаптации его в гражданской сфере и др.
Анализ показателей отчетности за ряд предшествующих лет свидетельствует, что расходы на национальную оборону имеют устойчивую тенденцию роста. В 2012 году они выросли по сравнению с 2011 годом на 296 431,1 млн. рублей (на 19,55%) и составили 1 812 386,2 млн. рублей.
1.3. Минобороны России, подведомственными федеральными службами и агентствами принимались меры по реализации положений Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года и 29 июня 2011 года, в соответствии с которыми в 2012 году проведены мероприятия по реформированию денежного довольствия военнослужащих. Однако решение задач обеспечения военнослужащих служебным жильем, оснащения Вооруженных Сил современными видами вооружения и военной техники и некоторых других положений посланий осуществлялось недостаточно эффективно.
1.4. Исполнение государственного оборонного заказа 2012 года по разделу 02 "Национальная оборона" в части разработки, закупки и ремонта вооружения, военной и специальной техники составило 99,7% показателей сводной бюджетной росписи. Основными заказчиками гособоронзаказа являлись Минобороны России, Госкорпорация "Росатом", Минпромторг России и Спецстрой России. Финансирование из федерального бюджета осуществлено в полном объеме, при этом некоторые показатели по оборонному заказу остались не выполненными.
1.5. На эффективность использования бюджетных средств в 2012 году влияли нарушения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, допущенные в процессе исполнения федерального бюджета.
Контрольными мероприятиями, проведенными Счетной палатой в 2012 году, были выявлены различные нарушения в использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности, в том числе неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств в сумме соответственно 104,7 млн. рублей и 3,4 млн. рублей.
Проведенными контрольными мероприятиями установлены и другие недостатки и нарушения в процессе исполнения федерального бюджета, которые отражены в последующих разделах настоящего заключения.
2. Исполнение доходов федерального бюджета
Фактические поступления в доход федерального бюджета по ведомствам составили: Спецстрой России - 125,2 млн. рублей, Госкорпорация "Росатом" - 122,7 млн. рублей, ФСВТС - 5,6 млн. рублей, Рособоронпоставка - 0,9 млн. рублей.
Минобороны России прогнозные показатели доходов выполнены не в полном объеме, в бюджет перечислено 50 392,85 млн. рублей, или 78,9% прогнозных оценок.
3. Исполнение расходов федерального бюджета
3.1. Исполнение расходов федерального бюджета по ведомствам
Показатели бюджетной отчетности главных распорядителей, закрепленных за направлением деятельности, за 2012 год по расходам соответствуют результатам проверки Счетной палаты.
Исполнение расходов Минобороны России по открытой части Закона о бюджете составило 101,9% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, или 1 392 886,6 млн. рублей и 98,2% показателей сводной бюджетной росписи.
По сравнению с 2011 годом расходы Спецстроя России (открытая часть) в 2012 году сократились на 25,9% и составили 4 757,3 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 98% утвержденных сводной бюджетной росписью. По состоянию на 1 января 2013 года остались неиспользованными 93,5 млн. рублей, в том числе 64,4 млн. рублей в связи с несвоевременной передачей отдельных федеральных государственных учреждений в ведение Минобороны России.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета ФСВТС за 2012 год составило 354,7 млн. рублей, или 95,9% утвержденных сводной бюджетной росписью. По состоянию на 1 января 2013 года остались неиспользованными 15,1 млн. рублей.
Утвержденные на 2012 год расходы Рособоронпоставки в размере 709,1 млн. рублей исполнены в сумме 529,3 млн. рублей (74,6%). Основными причинами неполного использования бюджетных средств являлись невыполнение поставщиками обязательств по заключенным контрактам (34,3 млн. рублей), а также нарушение сроков проведения капитального ремонта и дооборудования помещений, в которых расположено агентство (88,9 млн. рублей).
В 2012 году Госкорпорации "Росатом" на расходы в части национальной обороны было выделено из федерального бюджета 80 952,3 млн. рублей, кассовые расходы составили 80 942,7 млн. рублей (99,99%). Из общего объема бюджетных средств расходы на оплату НИОКР составили 40,1%, на закупки вооружения и военной техники - 33,9%, другие вопросы в области национальной обороны - 26,9 процента.
3.2. Исполнение расходов по разделу 02 "Национальная оборона" в разрезе подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации
3.2.1. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на национальную оборону за 2012 год в целом составило 1 812 386,2 млн. рублей или 98,2% законодательно утвержденного объема и 98,9% показателей сводной бюджетной росписи.
По структуре расходов федерального бюджета на национальную оборону в разрезе подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации наибольший объем (74,4%) осуществлен по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации", по подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" - 9% и по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны" - 14%. (Рис. 1).
В соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2012 год главными распорядителями бюджетных средств по расходам на национальную оборону являлись 28 федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы и агентства). Основными из них по объемам расходов являлись: Минобороны России - 1 618 836,4 млн. рублей, Минпромторг России - 96 903,2 млн. рублей, Госкорпорация "Росатом" - 80 947,7 млн. рублей, Федеральное космическое агентство - 16 347,6 млн. рублей.
Структура расходов на национальную оборону в 2012 году
Рис. 1
3.2.2. Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации".
Главными распорядителями средств федерального бюджета по указанному подразделу являлись Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. По подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" законодательно были утверждены расходы в сумме 1 357 603,3 млн. рублей, сводной бюджетной росписью предусмотрено 1 357 612,4 млн. рублей, кассовое исполнение составило 1 350 047,3 млн. рублей или 99,4% законодательно утвержденных объемов.
Расходы, предусмотренные по данному подразделу, в основном были направлены на: обеспечение функционирования воинских формирований в сумме 736 516,1 млн. рублей (54,5%); накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих - 44 271,6 млн. рублей (3,3%).
Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащих в 2012 году выросли в 2,5-3 раза, что соответствует поручению Президента Российской Федерации в части повышения денежного довольствия военнослужащих.
На оплату труда военнослужащих и гражданского персонала в 2012 году израсходовано 439 412,2 млн. рублей (32,5% расходов по подразделу), в сравнении с 2011 годом расходы были увеличены на 13,1 процента.
Практически в полном объеме исполнены расходы на продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих, транспортные расходы, закупку нефтепродуктов, коммунальные услуги и расходы на содержание имущества. В 2012 году через аутсорсинговые компании было организовано питание 475 тысяч военнослужащих. Расходы на организацию питания с привлечением гражданских предприятий в основном за счет внутренних резервов были увеличены на 83,8% (на 18 623,2 млн. рублей) и составили 40 858,4 млн. рублей.
Участниками накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) в 2012 году являлись более 240,6 тыс. военнослужащих. На обеспечение жильем военнослужащих в рамках НИС израсходовано 44 271,6 млн. рублей (100%). По состоянию на 1 января 2013 года накопительные взносы, начисленные участникам системы, составили 115 787,0 млн. рублей. В управляющих компаниях размещено 95 106,3 млн. рублей, получен доход от инвестирования указанных средств в сумме 7 703,7 млн. рублей (на 1 января 2012 года доход составлял 2 988,5 млн. рублей).
Также по данному подразделу осуществлялось финансирование мероприятий по переоснащению войск современным вооружением и военной техникой.
3.2.3. Расходы, связанные с формированием нового облика Вооруженных Сил, в процессе исполнения бюджета в отдельный подраздел не выделялись. Между тем бюджетной классификацией для отражения этих расходов предусмотрен подраздел 0202 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований".
3.2.4. Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка"
Расходы Минобороны России по данному подразделу составили 6 371,1 млн. рублей (99,8% показателей росписи) и осуществлялись на мероприятия связанные с первичным воинским учетом на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в виде субвенций субъектам Российской Федерации (2 237,4 млн. рублей), субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ" (2 090,0 млн. рублей), на подготовку и переподготовку мобилизационного резерва и учебно-сборовые мероприятия (116,1 млн. рублей). На реализацию Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в 2012 году израсходовано 1 779,5 млн. рублей.
3.2.5. Расходы по подразделу 0204 "Мобилизационная подготовка экономики" исполнены в сумме 4 877,0 млн. рублей или 100% законодательно утвержденных объемов и показателей сводной бюджетной росписи.
Главными распорядителями средств федерального бюджета по данному подразделу в соответствии с утвержденной ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2012 год являлись 23 федеральных органа исполнительной власти.
3.2.6. Расходы федерального бюджета по подразделу 0205 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" были направлены на содержание российских авиационных групп за рубежом, участвующих в миротворческих операциях, в том числе по мандату ООН. Бюджетные ассигнования на эти цели утверждены в сумме 126,5 млн. рублей, расходы исполнены в сумме 125,3 млн. рублей, или 99,1 процента.
3.2.7. Утвержденные в федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи расходы на ядерно-оружейный комплекс (подраздел 0206) в сумме 27 475,0 млн. рублей исполнены в полном объеме.
3.2.8. Предусмотренные главному распорядителю в лице Минобороны России бюджетом средства по подразделу 0207 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" использованы в сумме 7 683,1 млн. рублей (99,9%) на реализацию международных соглашений и осуществление военно-технической помощи.
3.2.9. Расходы федерального бюджета на прикладные научные исследования в области национальной обороны (подраздел 0208) составили 162 479,8 млн. рублей, или 97,4% законодательно утвержденной суммы (166 833,6 млн. рублей) и 99,9% показателей сводной бюджетной росписи (162 566,9 млн. рублей).
3.2.10. Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны".
В соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета, утвержденной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" главными распорядителями по данному подразделу являлись 12 федеральных органов исполнительной власти, расходы которых составили 253 332,1 млн. рублей или 91,4% законодательно установленных объемов (277 074,0 млн. рублей) и 95,4% предусмотренных сводной бюджетной росписью (265 501,0 млн. рублей). Не исполненными по состоянию на 1 января 2013 года остались 12 168,9 млн. рублей, из них по расходам Минобороны России - 7081,4 млн. рублей (в т.ч. по бюджетным инвестициям - 5 941,9 млн. рублей).
3.3. Основную долю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны составляют расходы Минобороны России (96% расходов по открытой части)
Анализ Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства обороны Российской Федерации, подготовленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (далее - Доклад), показал, что в целом Доклад подготовлен с учетом структуры государственных программ, подпрограмм государственных программ и федеральных целевых программ, реализуемых Минобороны России.
При этом согласно решениям Правительства Российской Федерации разработка проекта государственной программы Российской Федерации 31 "Обеспечение обороноспособности страны", ответственным исполнителем которой является Минобороны России, приостановлена в связи с проведением мероприятий по подготовке методического аппарата, необходимого для ее разработки и реализации. Данное обстоятельство обусловило наличие проблем с выбором показателей достижения целей и решения задач указанной государственной программы. Кроме того, проект Доклада подготавливался в условиях отсутствия методического руководства, разработанного Минфином и Минэкономразвития России.
Анализ структуры системы показателей, относящихся к проекту государственной программы Российской Федерации 31 "Обеспечение обороноспособности страны", в свою очередь показал, что она не в полной мере соответствует структуре решаемых в рамках указанного проекта задач, что затрудняет оценку уровня их достижения.
В Докладе недостаточно отражены показатели, характеризующие качественное состояние группировок войск и сил на стратегических направлениях, видов (родов войск) Вооруженных Сил (за исключением РВСН), что затрудняет оценку степени решения соответствующей задачи.
Из проведенной оценки степени достижения в 2012 году плановых значений показателей деятельности Минобороны России следует, что поставленные задачи в основном решены. По ряду показателей достигнутые результаты превысили плановые значения.
Вместе с тем не были достигнуты плановые значения по отдельным показателям реализуемых Минобороны России подпрограмм государственных программ (проектов):
"доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и старшин, солдат и матросов, от общего количества военнослужащих Вооруженных Сил на 1 млн. человек" - 17,9% при плане - 18,64 процентов;
"количество лиц, получивших санаторно-курортное лечение и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях" - 139 139 человек при плане - 258 096 человек;
"обеспеченность воинских частей, вузов Минобороны России и организаций Вооруженных Сил спортивными объектами" - 33% при плане - 50 процентов;
"формирование к 2014 году фонда служебного жилья" - 3,5 тыс. квартир при плане - 15,2 тыс. квартир.
По ряду показателей в Докладе не указываются причины недостижения плановых значений.
В отчетном году не были выполнены мероприятия, предусмотренные ведомственной целевой программой "Совершенствование инфраструктуры хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012 - 2014 годы".
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), не предусмотрены целевые значения показателей, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в сфере национальной обороны. При этом в системе показателей деятельности Минобороны России учитываются положения Концепции, относящиеся к решению основных социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Следует отметить, что в системе показателей деятельности Минобороны России не используются отдельные показатели (характеристики) состояния национальной обороны (безопасности), предусмотренные Основами стратегического планирования в Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденные указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 536 и N 537, в том числе:
доля соединений и частей постоянной готовности в общем количестве соединений и частей;
уровень ежегодного обновления ВВСТ.
В этой связи используемая система показателей деятельности Минобороны России не позволяет в полной мере оценивать эффективность выполненных мероприятий по следующим приоритетным направлениям, определенным в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р):
формирование нового облика военной организации Российской Федерации - отсутствуют показатели, характеризующие степень повышения мобильности воинских частей и подразделений, а также обеспечения их способности к автономному ведению боевых действий;
обеспечение Вооруженных Сил новейшими видами вооружения и военной техники - отсутствуют показатели, характеризующие степень соответствия оснащения Вооруженных Сил параметрам ГПВ и ГОЗ.
4. Нарушения, выявленные по результатам проверок за 2012 год
Анализ материалов проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствует, что, несмотря на ежегодный рост расходов на национальную оборону (Рис. 2), предусмотренные в данной области мероприятия выполняются не в полном объеме, бюджетные средства используются недостаточно эффективно, продолжают иметь место нарушения и недостатки в процессе исполнения федерального бюджета.
Объемы расходов на национальную оборону
Рис. 2.
4.1. Анализ выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа показал, что, несмотря на проведенные уточнения заданий ГОЗ в 2012 году, в ходе его реализации не было достигнуто выполнение всех запланированных государственных заданий. Ряд заданий ГОЗ, в том числе из перечня приоритетных ВВСТ, в 2012 году выполнен не был.
В 2012 году не были размещены и прекращены 46 НИОКР, из них 5 работ со сроком окончания в 2012 году, ряд НИОКР не были завершены в срок.
Более подробный анализ выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа приведен в закрытом заключении.
4.2. В 2012 году по разделу 02 "Национальная оборона" реализовывались мероприятия по семнадцати федеральным целевым программам (далее - ФЦП), на которые было законодательно утверждено 136 600,6 млн. рублей, сводной бюджетной росписью - 137 220,0 млн. рублей, кассовое исполнение составило 134 282,6 млн. рублей. В стоимостном выражении наибольшие расходы по этим программам отражены в отчетности Минпромторга России (71 904,7 млн. рублей, или 53,5% расходов по ФЦП).
Минобороны России в 2012 году осуществляло функции государственного заказчика-координатора семи ФЦП, на реализацию которых законом утверждены бюджетные ассигнования в сумме 36 050,7 млн. рублей, сводной бюджетной росписью - 33 527,3 млн. рублей, кассовое исполнение составило 31 937,3 млн. рублей (88,6% утвержденных бюджетных назначений, или 95,3% показателей сводной бюджетной росписи). Неисполненные назначения составили 1 590,0 млн. рублей (5%).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2565-р средства, предусмотренные на реализацию Минобороны России программных мероприятий, в сумме 2 803,7 млн. рублей направлены на содержание объектов инфраструктуры Минобороны России с восстановлением ресурсного обеспечения ФЦП в 2013 году.
При этом по проекту ФЦП "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах" перераспределено 100% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований в сумме 500 млн. рублей, по ФЦП "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах" - 1 109,2 млн. рублей (95,1% выделенных на программу бюджетных средств).
Аналогичная ситуация складывалась в 2009-2012 годах, когда реализуемые ФЦП по предложениям Минобороны России подвергались ежегодной корректировке, а бюджетные ассигнования перераспределялись на иные цели (в 2009 году в сумме 3,0 млрд. рублей, в 2010 году - 3,4 млрд. рублей, в 2011 году - 2,4 млрд. рублей, в 2012 году - 2,8 млрд. рублей).
Анализ отчетов Минобороны России о ходе выполнения ФЦП за 2012 год показал, что из семи ФЦП шесть нуждаются в корректировке, целевые индикаторы и показатели, установленные утвержденными паспортами программ, в полном объеме не достигнуты.
Как и в прошлом финансовом году не утверждены Правительством Российской Федерации изменения трех ФЦП, нуждавшихся в корректировке по параметрам финансирования в 2009-2011 годах и по итогам выполненных программных мероприятий: "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах", "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" и "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)". Соответственно, не были утверждены Правительством Российской Федерации мероприятия и целевые индикаторы или показатели выполнения указанных ФЦП, на реализацию которых из федерального бюджета в 2012 году было выделено 29 073,4 млн. рублей, или 86,7% общей суммы утвержденных бюджетных назначений на ФЦП, координируемые Минобороны России.
Кроме того, в 2012 году Минобороны России планировало осуществить мероприятия по трем ведомственным программам, утвержденным приказами Министра обороны Российской Федерации: по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", "Развитие высших военно-учебных центров Минобороны России для обучения (подготовки) иностранных специалистов из состава экипажей и боевых расчетов поставляемых на экспорт вооружения и военной техники (2012-2014 годы)", "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы". В связи с поздним началом финансирования программных мероприятий, запланированные показатели не были достигнуты, реализация мероприятий перенесена на 2013 год.
4.3. На осуществление бюджетных инвестиций в 2012 году Минобороны России утверждено 241 323,0 млн. рублей, в том числе: по ФЦП - 20 309,1 млн. рублей, по непрограммным инвестициям - 221 013,8 млн. рублей, из них на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем - 127 203,7 млн. рублей.
Основной объем указанных ассигнований (более 99%) распределялся в соответствии с ГОЗ.
Как и в предшествующие годы ГОЗ в части объектов капитального строительства подвергся существенным изменениям, предусматривающим, в том числе, включение новых и исключение ранее установленных заданий, а также изменение установленных сроков ввода объектов в эксплуатацию.
В целом изменения в финансировании капитального строительства Минобороны России составили 110 200,0 млн. рублей (80,2% первоначального плана ГОЗ).
В нарушение статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверкой выявлены факты направления бюджетных инвестиций в объекты, которые Перечнем строек и объектов специального военного и непроизводственного назначения по государственному оборонному заказу на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов не предусматривались. Изменения в ГОЗ по объектам капитального строительства по факту его исполнения были представлены на согласование Президенту Российской Федерации только в декабре 2012 года (обращение Минобороны России от 12 декабря 2012 года).
Также Минобороны России в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. N 1116-36 "О государственном оборонном заказе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" осуществлялись бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не согласованные Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.
В отчетном году общий объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Минобороны России составил 222 877,3 млн. рублей. Объем неиспользованных государственных капитальных вложений по итогам 2012 года составил 18 445,7 млн. рублей, или 7,6% годовых объемов. Фактически было освоено 56 567,8 млн. рублей, или 23,4% предусмотренных государственных капитальных вложений.
Объем дебиторской задолженности, образовавшейся при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, на 1 января 2013 года составил 227 898,8 млн. рублей. По сравнению с 2011 годом дебиторская задолженность увеличилась в 2 раза при соответствующем увеличении объема финансирования государственных капитальных вложений 1,1 раза.
Дебиторская задолженность в сумме 166 465,3 млн. рублей (74,7%) образовалась в результате авансирования проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объектам, включенным в план строительства 2012 года. Оставшаяся часть дебиторской задолженности в сумме 61 433,5 млн. рублей приходится на государственные контракты, заключенные бывшими государственными заказчиками, ликвидированными при переходе к новому облику Вооруженных Сил.
Объем просроченной дебиторской задолженности, относящейся к расчетам за выполнение работ на объектах, включенных в план строительства 2012 года, составил 6 653,8 млн. рублей, или 4% общего объема дебиторской задолженности.
Причинами образования просроченной дебиторской задолженности наряду с нарушением сроков выполнения работ подрядчиками явились отсутствие или необходимость корректировки утвержденной проектно-сметной документации, расторжение Минобороны России заключенных контрактов с перезачетом задолженности на вновь заключаемые контракты и др. При этом в ряде случаев непогашенными оставались авансы, составляющие до 80% цены государственного контракта.
Кредиторская задолженность, образовавшаяся при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, на 1 января 2013 года составила 2 107,3 млн. рублей (увеличение по сравнению с 2011 годом - в 3,8 раза). При этом основной объем кредиторской задолженности (1 984,3 млн. рублей, или 94,2%) относился к расчетам за объекты, включенные в план строительства 2012 года.
По данным Минобороны России основной причиной образования кредиторской задолженности являлось позднее представление подрядными организациями первичных учетных и итоговых документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию.
Вместе с тем, как показала проверка, в ряде случаев выполненные работы при своевременном представлении подрядчиком расчетных документов государственным заказчиком оплачены не были.
Объем незавершенного строительства Минобороны России по состоянию на 1 января 2013 года составил 318 001,6 млн. рублей по 2 484 объектам, в том числе по 1 155 объектам - не включенным в план строительства 2012 года с объемом незавершенного строительства 22 545,1 млн. рублей. За отчетный период при общем увеличении объемов бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 12,5%, объем незавершенного строительства увеличился на 27,8%, в том числе по переходящим объектам, включенным в план строительства, - на 29,8 процента.
Таким образом, уровень незавершенного строительства по отношению к объему бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 13,5 процентов.
4.4. По разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" (подразделу 0501 "Жилищное строительство" на расходы Минобороны России в 2012 году было выделено 127 203,8 млн. рублей, из них освоено 117 900,6 млн. рублей (92,7%), в том числе на обеспечение служебным жильем - 92 395,6 млн. рублей (96,5%), постоянным жильем - 25 505,0 млн. рублей (81,1%).
В 2012 году 50,3 тыс. человек получили жилье для постоянного проживания и были исключены из категории нуждающихся, в том числе 49 тыс. человек получили квартиры по договорам социального найма, договорам о пользовании жилыми помещениями и по решениям о передаче квартир в собственность, а 1,3 тыс. человек реализовали ГЖС.
На начало 2013 года количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, составило 58,3 тыс. человек. В соответствии с прогнозными показателями Минобороны России количество военнослужащих, подлежащих обеспечению постоянными жилыми помещениями и постановке на учет, в 2013 году составит 9,2 тыс. человек по мере достижения ими предельного возраста. Таким образом, до конца 2013 года подлежит обеспечению постоянным жильем 67,5 тыс. человек.
В 2013 году Минобороны России планирует получить 32,4 тыс. квартир для постоянного проживания, в том числе за счет реализации заключенных контрактов на покупку и строительство жилья, действовавших по состоянию на 1 января 2013 года - 22,1 тыс. квартир. С учетом полученных в 2012 году, но незаселенных квартир, фонд постоянного жилья в 2013 году составит 57,8 тыс. квартир.
При условии заселения всех квартир фонда постоянного жилья высока вероятность выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", который предусматривает предоставление в 2013 году в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил. Дефицит квартир, который может образоваться на конец 2013 года в количестве 9,7 тыс. квартир соответствует плановой текущей потребности.
На 1 января 2012 года в обеспечении служебным жильем нуждались 61,4 тыс. военнослужащих. В течение 2012 года 20,2 тыс. человек были обеспечены жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и сняты с учета.
По данным Минобороны России прогноз потребности в служебном жилье для офицеров на конец 2015 года составит 65,2 тыс. квартир.
В соответствии с заключенными контрактами Минобороны России в 2013-2015 годах планируется получить 59,2 тыс. квартир. С учетом планируемой передачи 10 тыс. служебных квартир военнослужащим для постоянного проживания дефицит служебных квартир на конец 2015 года может составить 16,0 тыс. квартир.
По состоянию на 1 января 2013 года превышение взятых Минобороны России бюджетных обязательств по действующим контрактам на приобретение жилья для военнослужащих над лимитами бюджетных обязательств составило 32 994,2 млн. рублей.
Таким образом, для полной реализации действующих на 1 января 2013 года контрактов на строительство и покупку жилья в 2013-2015 годах потребуется дополнительное выделение бюджетных ассигнований в вышеуказанном объеме.
На рисунке 3 приведены данные о бюджетных ассигнованиях, ежегодно направляемых на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, в том числе для постоянного проживания.
Рис. 3
4.5. Анализ исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" показал, что его требования в части сроков и полноты представления сведений о закрепленном федеральном имуществе в территориальные органы Росимущества Минобороны России не выполнены. Кроме того, остается проблема актуализации сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, организациями Минобороны России.
Поручение Президента Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N Пр-1064 об обеспечении эффективного управления федеральной собственностью в части обеспечения проведения в 2012 году инвентаризации объектов государственной собственности и их обязательного учета в соответствующих информационных базах данных не выполнено.
С октября 2009 года по декабрь 2012 года федеральными государственными учреждениями Минобороны России заключено более 400 договоров аренды, Сумма поступивших в 2012 году арендных платежей по заключенным договорам (без учета НДС) составила 351,9 млн. рублей, а задолженность по арендным платежам на 1 января 2013 года - 76,9 млн. рублей (рост в 3,3 раза по сравнению с задолженностью на 1 января 2012 года).
По результатам проведенных аукционов Минобороны России в 2012 году было заключено 88 договоров купли-продажи объектов недвижимости на общую сумму 15 667,0 млн. рублей.
4.6. Полномочия Минобороны России по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, созданию реестра показателей экономической эффективности ФГУП и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, определенные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, реализуются не в полной мере.
Объем дивидендов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет в 2012 году, был определен в размере 40,3 млн. рублей (исходя из доли государства в уставном капитале ОАО), а перечислено в федеральный бюджет только 1,3 млн. рублей обществами, не входящими в состав ОАО "Оборонсервис". В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N ДМ-П4-3339 часть чистой прибыли, полученной акционерными обществами в составе ОАО "Оборонсервис" по итогам 2011 года направлялась на инновационно-инвестиционное развитие указанных обществ, при этом дивиденды не выплачивались.
В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23 ведение отраслевых баз данных утвержденных и фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий, а также представление в установленном порядке в Росимущество данных о фактически достигнутых за отчетный период (ежеквартально) величинах показателей экономической эффективности деятельности ФГУП и ОАО Минобороны России не осуществлялось.
4.7. В последние годы наблюдается тенденция увеличения дебиторской задолженности, которая по состоянию на 1 января 2013 года достигла 54,6% кассовых расходов Минобороны России за 2012 год. В сравнении с аналогичными показателями на начало 2012 года дебиторская задолженность выросла в 1,6 раз, а на начало 2011 года - более чем в 3 раза.
Рост задолженности связан, в том числе, с объективными причинами, такими как увеличение авансовых платежей по контрактам, выполняемым по ГОЗ, до 80-100% и заключение долгосрочных контрактов.
Кредиторская задолженность Минобороны России на 1 января 2013 года выросла по сравнению с аналогичными показателями на начало 2012 года на 69,7%, на начало 2011 года - в 8,6 раз. Из общей суммы кредиторской задолженности 99,6% относится к задолженности по принятым Минобороны России обязательствам.
4.8. Учетная политика на 2012 год в Министерстве обороны не утверждалась. Принятые отдельные нормативные документы и методические рекомендации по учету материальных ценностей в центральных органах военного управления, организации учетного процесса в центральном аппарате Минобороны России не обеспечили качественную постановку бюджетного учета.
На забалансовых счетах 30 "Основные средства, не имеющие стоимостной оценки" и 31 "Материальные запасы, не имеющие стоимостной оценки" отдельных распорядителей бюджетных средств, вошедших в консолидированный отчет Минобороны России, по состоянию на 31 декабря 2010 года учтены суммы в объеме соответственно 155,0 млн. рублей и 85,4 млн. рублей. В консолидированной отчетности Минобороны России за 2010 и 2011 годы показатели по указанным забалансовым счетам не значатся.
В результате инвентаризации, проведенной в 2012 году в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2010 года N 1365, выявлены:
излишки объектов основных средств, материальных запасов и финансовых вложений, в том числе не учтенное ранее имущество, в сумме 639 386,3 млн. рублей, из них по объектам основных средств 391 059,9 млн. рублей (61,1%), по материальным запасам - 245 973,3 млн. рублей (38,5%), ценным бумагам - 2 353,2 млн. рублей (0,4%);
недостача объектов основных средств и материальных запасов в сумме 10 569,1 млн. рублей.
4.9. В соответствии со статьей 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Анализ работы Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (далее - КФИ) на 2012 год показал, что при штате инспекции в 417 единиц и фактической численности 206 человек количество запланированных проверок составило 69 (без проверок воинских частей, расположенных в странах СНГ), из которых 65 проверок (или 94%) планировалось провести в центральных учреждениях культуры (5), учебных заведениях (13), военно-медицинских учреждениях (8), санаторно-курортных учреждениях (3), военных комиссариатах (24), прочих учреждениях (12).
В общем объеме бюджетных ассигнований выделенных Минобороны России в 2012 году расходы на вышеуказанные нужды имели незначительные размеры. Вместе с тем Планом работы на 2012 год не предусматривались и не проводились проверки по таким актуальным вопросам и значительным расходам федерального бюджета, как:
проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных предприятиям-аутсорсерам на оплату работ (услуг), объемы которых только в части оплаты услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих в отчетном году составили 42 743,5 млн. рублей;
проверки эффективности использования средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья для военнослужащих (расходы на эти цели составили 117 900,6 млн. рублей);
проверки эффективности использования средств федерального бюджета на выполнение НИОКР, приобретение и ремонт ВВСТ в рамках ГОЗ.
По результатам внутреннего контроля Минобороны России за 2012 год выявлено нарушений на сумму 7 584,9 млн. рублей, из них КФИ - 1 749,8 млн. рублей, в том числе нецелевых расходов на сумму 19,7 млн. рублей. Возмещено в бюджет 1 165,3 млн. рублей, в том числе 849,2 млн. рублей - КФИ.
В одном случае по проверкам КФИ материалы направлены в правоохранительные органы, 28 должностных лиц привлечены к материальной ответственности (на сумму более 1 млн. рублей) и 133 к административной и дисциплинарной ответственности.
4.10. В ходе анализа выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" (далее - Указ N 603) и N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) установлено, что Минобороны России в результате проведенной работы основная часть показателей была достигнута, а часть из них находится в стадии выполнения.
Минобороны России систематически информировало Правительство Российской Федерации о ходе выполнения Указа N 604.
Так, в результате анализа выполнения Указа N 604 установлено следующее.
Исполнение подпункта "а" пункта 1 Указа N 604.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N Пр-1415 в целях реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в части обеспечения их жильем в июне 2012 года в дополнение к 17 территориальным подразделениям жилищного обеспечения, расположенным в крупных населенных пунктах Российской Федерации, в составе региональных управлений жилищного обеспечения Минобороны России создано 57 новых территориальных отделений, в том числе в трех странах Содружества Независимых Государств (Республика Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан). Территориальным отделениям предоставлены полномочия по подписанию извещений о распределении жилых помещений, по заключению договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, договоров социального найма, а также полномочия по принятию решений о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в собственность бесплатно.
Вопросы материального обеспечения новых территориальных отделений решены в полном объеме.
Для решения вопроса о возможности передачи военнослужащим в собственность в порядке приватизации занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений Минобороны России разработан Административный регламент оказания соответствующей государственной услуги. Данный регламент согласован с Минэкономразвития России и направлен в Минюст России.
В целях сокращения временных затрат военнослужащих на оформление регистрации по месту жительства в предоставленных им жилых помещениях Минобороны России 23 августа 2012 года подписано соглашение с ФМС России, в котором определен механизм реализации территориальными органами ФМС России совместно с назначенными ответственными должностными лицами органов жилищного обеспечения процедуры указанной регистрация по месту прохождения военнослужащими военной службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 1350 внесен ряд изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социальной найма и служебных жилых помещений", предусматривающих сокращение перечня документов, обязательных к представлению военнослужащими при обеспечении жильем.
По инициативе Минобороны России внесены изменения и дополнения в ряд других законодательных и нормативных актов:
в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (от 25 июня 2012 г. N 90-ФЗ);
в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Кроме того, подготовлены и инициированы внесения изменений в ряд постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с жилищным обеспечением военнослужащих.
Исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа N 604.
В рамках реализации пункта 6 протокола заседания у Председателя Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2012 г. N ВП-П4-6пр Минобороны России проведена инвентаризация служебного фонда.
По результатам проведенной инвентаризации имеющегося служебного жилищного фонда установлено, что для дальнейшего размещения офицеров с учетом перспективного базирования войск пригодно 106 069 квартир.
Следует отметить, что было выплачено денежное довольствие военнослужащим, находящимся (находившимся) в распоряжении и не уволенным по причине необеспеченности жилыми помещениями:
в 2011 году в сумме 12 168,4 млн. рублей;
в 2012 году в сумме 22 573,8 млн. рублей.
Исполнение подпункта "в" пункта 1 Указа N 604.
Реформирование системы денежного довольствия военнослужащих завершено.
Размер денежного довольствия военнослужащих увеличился в среднем в 2,5-3 раза и достиг уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики. Расходы федерального бюджета на эти цели в 2012 году по различным разделам составили 328 578,3 млн. рублей, или 96,7% законодательно утвержденных сумм и 99,9% показателей сводной бюджетной росписи.
Исполнение подпункта "г" пункта 1 Указа N 604.
В отношении ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" федеральный бюджет на 2013 год сформирован исходя из уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента.
С 1 января 2013 г. размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, в соответствии с настоящим Федеральным законом, составляет 56%, а с 1 октября 2013 г. составит 58,05% от размера указанного денежного довольствия, что позволит повысить в 2013 году размеры пенсий уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента. Федеральным бюджетом на эти цели в 2013 году предусмотрено 254 909,6 млн. рублей.
Исполнение подпункта "д" пункта 1 Указа N 604.
По вопросу ежегодного увеличения в течение 5 лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек Минобороны России в 2012 году проведена следующая работа:
- создана новая система комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие-контрактники). В этих целях впервые разработан и утвержден Перечень воинских должностей (детализирован до конкретной воинской части и воинской должности с учетом строительства Вооруженных Сил), подлежащих замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и установлена нормативная численность должностей военнослужащих-контрактников;
- изданы необходимые ведомственные правовые акты, регламентирующие порядок комплектования войск;
- в субъектах Российской Федерации развернута сеть из 66 пунктов отбора. С 1 августа 2012 г. пункты отбора приступили к выполнению задач по отбору кандидатов на конкретные вакантные воинские должности, ресурсное обеспечение комплектования войск (сил) в 2012 году осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на выполнение Плана строительства и развития Вооруженных Сил в 2011-2015 годах;
- определена сеть учебных заведений Минобороны России для проведения общевойсковой и профессиональной подготовки военнослужащих-контрактников, а также для переподготовки и повышения их квалификации;
- развернута активная работа по повышению привлекательности военной службы. В российских средствах массовой информации размещено более 280 материалов (20 телевизионных сюжетов, 40 сообщений информационных агентств, более 20 публикаций в печатных средствах массовой информации и 200 в сети "Интернет"), созданы рекламные видеоролики, пропагандирующие военную службу по контракту;
- Минобороны России доработан с учетом замечаний Минфина России и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)".
Исполнение подпункта "а" пункта 2 Указа N 604.
По результатам работы, проведенной Минобороны России, в ходе выполнения данного поручения в отчетный период была завершена инвентаризация недвижимого имущества Вооруженных Сил, подлежащего передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В ходе проведения инвентаризации определен состав имущества военных городков, спланированных Минобороны России к передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В целях сокращения сроков и упрощения механизма передачи имущества военных городков Минобороны России было предложено органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в муниципальную собственность военные городки в составе полного комплекса имущества с одновременной передачей иного ликвидного имущества, определяемого по предложениям муниципальных образований, не подлежащего обязательной передаче, но не используемого для нужд Вооруженных Сил, которое ранее планировалось Минобороны России к реализации.
По мнению Минобороны России, предлагаемый порядок передачи позволит снять напряженность в вопросе своевременности финансового обеспечения содержания и ремонта передаваемого имущества и осуществить передачу военных городков не позднее II квартала 2013 г.
Исполнение подпункта "б" пункта 2 Указа N 604.
Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", который в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 г. N 1857-р направлен в Государственную Думу Российской Федерации.
Вместе с тем в представленных документах и сведениях не отражен ход реализации ряда поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в Указе N 604, в том числе в части выполнения в 2012 году:
подпункта "в", пункта 2 по вопросу создания национального резерва Вооруженных Сил в рамках выполнения Концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации;
подпункта "г", пункта 2 по вопросу организации работы в области военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и их физическому развитию;
подпункта "д", пункта 2 по вопросу разработки и реализации комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям.
Информация по реализации Указа N 603 носит закрытый характер.
4.11. В 2012 году Спецстроем России в нарушение норм и положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" не были представлены к учету в реестре федерального имущества 154 объекта недвижимого имущества, закрепленных за Спецстроем России и его подразделениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также 13 объектов движимого имущества, балансовая стоимость которых превышает 500 тыс. рублей.
4.12. Результаты последующего контроля проведенного Счетной палатой в 2012 году выявили следующие основные нарушения.
Ряд нарушений допущенных предприятиями, входящими в ОАО "Оборонсервис" при оказании услуг (выполнении работ) в интересах Минобороны России.
Проверкой деятельности открытого акционерного общества "Военторг" по выполнению контрактов на оказание услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию в 2011-2012 годах" отмечалась возрастающая тенденция по закреплению за акционерным обществом функции посредника между Минобороны России и фактическими исполнителями услуг, которых ОАО "Военторг", являясь единственным исполнителем услуг, выбирал самостоятельно при отсутствии каких-либо критериев. При этом выборочная проверка привлекаемых соисполнителей показала, что они не являлись высококвалифицированными фирмами-аутсорсерами и создавались, как правило, за несколько месяцев до заключения с ними контрактов. В ходе выполнения услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию число посредников увеличивалось до 3-5 организаций, в результате чего значительные объемы бюджетных средств расходовались на нужды посредников. Например, расходы ряда проверенных организаций только на размещение рекламно-информационных материалов, исполнение функций управления, выдачу займов, обеспечение безопасности в 2011-2012 годах составили более 3,8 млрд. рублей (или почти 20% средств, полученных от ОАО "Военторг"), а более 8 млрд. рублей было отвлечено из оборота для размещения средств на депозитных счетах и в векселях.
Используемый механизм по организации питания военнослужащих свидетельствует о смещении ответственности за качество оказываемых услуг от Минобороны России к ОАО "Военторг" и далее к посредникам.
Аналогичная ситуации с оказанием услуг на условиях аутсорсинга была отмечена и при выполнении работ (оказании услуг) другими предприятиями ОАО "Оборонсервис".
Как показала проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на содержание, социальное обеспечение и инфраструктуру Воздушно-десантных войск проводимая Минобороны России работа по переходу на аутсорсинговую систему обеспечения многих сфер жизнедеятельности ВДВ давала сбои. Предусмотренные контрактами с Минобороны России работы выполнялись ОАО "Славянка", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Спецремонт", входящими в состав ОАО "Оборонсервис" не в полном объеме, а порой некачественно и несвоевременно. В результате многие виды работ (услуг) выполнялись личным составом соединений и воинских частей ВДВ.
Проверкой целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил было установлено, что поручение Президента по повышению уровня денежного довольствия военнослужащих было выполнено. Вместе с тем в период до начала действия денежной реформы (с 1 января 2012 года) имели место недостатки, связанные с материальным стимулированием военнослужащих и лиц гражданского персонала, в связи с отсутствием разработанных критериев и показателей, позволяющих реально оценить вклад военнослужащих в развитие боеготовности Вооруженных Сил и повышения обороноспособности страны. Как показала проверка значительные объемы денежных средств, предусмотренных на стимулирование военной службы, направлялись на оплату руководителей органов центрального аппарата Минобороны России, удельный вес дополнительных выплат которым в их в совокупном доходе за 2012 год составлял от 48,6 до 81,2 процента.
В то же время доля дополнительных выплат в сумме денежного довольствия за 2012 год военнослужащим воинских частей составляла 2,3%, высших учебных заведений - 1%, медицинских учреждений - 2,2 процента.
Переход на централизованное обеспечение выплат сопровождался ростом количества обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия. Имели место факты, как переплат, так и выплат причитающихся сумм не в полном объеме.
Общая сумма двойных выплат денежного довольствия военнослужащим в 2012 году, выявленная Минобороны России, составила 1 875,4 млн. рублей, из них на 1 января 2013 года сумма непогашенной переплаты денежного довольствия составляла 18,5 млн. рублей. По данным Минобороны России по состоянию на 1 мая 2013 года размер непогашенной задолженности составляет 300 тыс. рублей.
Значительные нарушения имели место при выполнении Минобороны России полномочий собственника федерального имущества, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", в части обеспечения должного учета объектов недвижимости. Только в ходе проведенной в период проверки инвентаризации объектов недвижимости в одном из соединений ВДВ установлены 24 неучтенных объекта инфраструктуры.
Кроме того, не осуществлено надлежащее оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, находящиеся в пользовании ВДВ. По данным Минобороны России осуществлена государственная регистрация свидетельств на право собственности Российской Федерации только на 18% объектов инфраструктуры и 48% земельных участков, зарегистрированы свидетельства на право оперативного управления на 27% объектов инфраструктуры и свидетельства права постоянного (бессрочного) пользования на 33% земельных участков.
Объем незавершенного строительства объектов ВДВ на 1 января 2012 года составил 4 349,1 млн. рублей. При этом строительство ряда объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности соединений и воинских частей ВДВ, было прекращено два и более лет назад, их консервация установленным порядком не осуществлена. Ряд построенных объектов не введен в эксплуатацию из-за не предусмотренных при их строительстве технических возможностей подключения к сетям электроснабжения и иным причинам.
При наличии значительного количества нуждающихся военнослужащих в получении жилья не обеспечено своевременное заселение построенных Минобороны России и введенных в эксплуатацию в 2010-2011 годах в г. Пскове 16 жилых домов на 1544 квартиры общей площадью 118 078 кв. метров стоимостью 2 554,7 млн. рублей, из которых только 87 квартир были предоставлены семьям военнослужащих без заключения договоров социального найма и найма служебных жилых помещений.
Проверка эффективности использования государственных средств, выделенных на медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в 2010-2012 годах показала, что существующая в Минобороны России система централизованных закупок и обеспечения военно-медицинских и санаторно-курортных учреждений материальными ресурсами не обеспечивала полное освоение бюджетных ассигнований. Неосвоенные бюджетные средства направлялись в военно-медицинские учреждения, как правило, в конце года для осуществления ими закупок в децентрализованном порядке, что не способствовало комплексному и сбалансированному их обеспечению необходимыми ресурсами и создавало трудности при размещении заказов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из-за неэффективной системы размещения заказов для централизованных закупок лекарственных средств в 2011 году не полностью исполнены бюджетные назначения в сумме 50,4 млн. рублей, которые возвращены в федеральный бюджет.
На протяжении многих лет в неудовлетворительном техническом состоянии находятся около 50% зданий и сооружений медицинской службы Вооруженных Сил, которые требуют проведения капитальных и восстановительных работ, а более трети из них не отвечают техническим и санитарным нормам.
При этом длительное время не завершается строительство 48 объектов военно-медицинского назначения, отдельные из которых не введены в эксплуатацию из-за проблем с подключением к сетям электроснабжения.
Объем незавершенного капитального строительства объектов военно-медицинского и санаторно-курортного назначения по состоянию на 1 июля 2012 года в сравнении с 1 января 2010 года увеличился в 1,3 раза и составил 8 586,4 млн. рублей.
Так, до настоящего времени не завершены строительные работы и реконструкция лечебных корпусов в 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского, 2 филиале 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского, ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, что не позволило ввести их в эксплуатацию.
В результате только в 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского не используется медицинское оборудование стоимостью 800 млн. рублей, поставленное в 2008-2011 годах.
Отдельные проведенные контрольные мероприятия носят закрытый характер и их результаты отражены в закрытом заключении.
5. Выводы
5.1. В 2012 году расходы на национальную оборону выросли по сравнению с 2011 годом на 296 431,1 млн. рублей (на 19,55%) и составили 1 812 386,2 млн. рублей.
5.2. Расходы Минобороны России за 2012 год (открытая часть) составили 1 392 886,6 млн. рублей (98,2% от ассигнований, предусмотренных уточненной сводной бюджетной росписью), Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству - 354,7 млн. рублей (95,9%), Федерального агентства специального строительства (открытая часть) - 4 757,3 млн. рублей (98,1%), Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств - 529,3 млн. рублей (74,6%).
5.3. Доходы Минобороны России, перечисленные в федеральный бюджет в 2012 году, составили 50 392,85 млн. рублей (78,9% прогнозных оценок), Спецстроя России - 125,2 млн. рублей, Госкорпорации "Росатом" - 122,7 млн. рублей, ФСВТС - 5,6 млн. рублей, Рособоронпоставки - 0,9 млн. рублей.
5.4. Проект Доклада о результатах и основных направлениях деятельности подготавливался в условиях отсутствия утвержденной государственной программы Российской Федерации 31 "Обеспечение обороноспособности страны", ответственным исполнителем которой является Минобороны России, и методического руководства со стороны Минфина и Минэкономразвития России.
При подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности не в полной мере учтены замечания Счетной палаты о целесообразности отражения в системе показателей деятельности Минобороны России положений ряда концептуальных документов, определяющих государственную политику в области национальной безопасности на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
5.5. Анализ выполнения ГОЗ в части технического оснащения Вооруженных Сил показал, что ряд заданий, в том числе из перечня приоритетных ВВСТ, в 2012 году не выполнен.
5.6. Используемый механизм по организации питания военнослужащих свидетельствует о смещении ответственности за качество оказываемых услуг от Минобороны России к ОАО "Военторг" и далее к посредникам.
Требует принятия мер ситуация с некачественным оказанием услуг на условиях аутсорсинга при выполнении работ (оказании услуг) другими предприятиями ОАО "Оборонсервис".
5.7. Из семи федеральных целевых программ, по которым Минобороны России осуществляет функции государственного заказчика-координатора, две не исполнялись, три были изменены и реализовывались без утверждения Правительством Российской Федерации скорректированных мероприятий и целевых индикаторов, а средства в сумме 2 803,7 млн. рублей были перераспределены на содержание объектов инфраструктуры Минобороны России.
5.8. Установленные ГОЗ на 2012 год задания в части объектов капитального строительства для нужд обороны и безопасности в течение года подвергались значительной корректировке, что свидетельствует о серьезных недостатках в организации планирования Минобороны России государственных капитальных вложений.
5.9. По сравнению с предшествующим отчетным периодом при общем увеличении объема бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Минобороны России на 12,5% дебиторская задолженность увеличилась в 2 раза, кредиторская - в 3,8 раза, объем незавершенного строительства (по строящимся объектам) - на 29,8%. В установленные сроки введено 50% предусмотренных планом объектов, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении выделенными финансовыми ресурсами.
5.10. В течение отчетного года Минобороны России в нарушение требований статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлялись бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не предусмотренные ФАИП, а предложения о внесении в нее соответствующих изменений были представлены в уполномоченные органы по факту в конце года.
5.11. Принятые Минобороны России обязательства в рамках заключенных контрактов на покупку и строительство жилья более чем на 32 млрд. рублей превышают доведенные на эти цели лимиты бюджетных обязательств, что нарушает требования статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
5.12. Не создана эффективная система управления имуществом Вооруженных Сил в Минобороны России. Требования постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в части сроков и полноты представления сведений о закрепленном федеральном имуществе в территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минобороны России не выполнены.
Остается проблема актуализации организациями Минобороны России сведений, содержащихся в реестре федерального имущества.
Поручение Президента Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N Пр-1064 об обеспечении эффективного управления федеральной собственностью в части обеспечения проведения в 2012 году инвентаризации объектов государственной собственности и их обязательного учета в соответствующих информационных базах данных не выполнено.
5.13. Дебиторская задолженность Минобороны России по состоянию на 1 января 2013 года возросла в 1,6 раза в сравнении с аналогичным показателем на начало 2012 года и достигла уровня 54,6% всех расходов Минобороны России (в 2011 году - 41,4%).
5.14. Учетная политика на 2012 год в Министерстве обороны не утверждалась. Принятые в целях обеспечения методологии учета отдельные нормативные документы и методические рекомендации по учету материальных ценностей в центральных органах военного управления, организации учетного процесса в центральном аппарате Минобороны России не обеспечили качественную постановку бюджетного учета.
Проведенной инвентаризацией выявлены излишки объектов основных средств и материальных запасов в сумме 633 386,3 млн. рублей, а также их недостача в сумме 10 539,1 млн. рублей.
5.15. Работа по планированию и осуществлению внутреннего контроля использования средств федерального бюджета и федерального имущества в Минобороны России не соответствует требованиям пункта 16 приказа Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля" в части экономической целесообразности, своевременности и периодичности проведения контрольных мероприятий.
5.16. Минобороны России проведена значительная работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
5.17. Спецстроем России и его подразделениями не были представлены к учету в реестре федерального имущества 154 объекта недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
5.18. Контрольными мероприятиями, проведенными Счетной палатой, выявлены нарушения в использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности.
По фактам указанных нарушений направлены информационные письма Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и правоохранительные органы, а также представления Счетной палаты Российской Федерации в федеральные органы исполнительной власти и органы военного управления Вооруженных Сил.
6. Предложения
Учесть Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны при подготовке Заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.