Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346552-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства и направлен на устранение пробелов в правовом регулировании административной ответственности за нарушения законодательства в сфере организации и осуществления муниципального контроля.
Согласно статьям 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил, а также организация благоустройства территории являются вопросами местного значения поселения и городского округа.
Вместе с тем эффективная реализация мероприятий по благоустройству территории возможна лишь при осуществлении регулярного контроля исполнения правил благоустройства территории муниципального образования.
Настоящим законопроектом предлагается отнести к вопросам местного значения поселения и городского округа осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.
Принятие федерального закона позволит повысить эффективность мероприятий, направленных на благоустройство территории, а также обеспечит надлежащее исполнение правил благоустройства территории муниципального образования физическими и юридическими лицами и т.д.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в рамках главы 19 Кодекса "Административные правонарушения против порядка управления" устанавливает административную ответственность за административные правонарушения в сфере государственного надзора (контроля).
Однако указанные статьи Кодекса не касаются осуществления муниципального контроля.
Учитывая, что отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля урегулированы законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона N 294-ФЗ), административная ответственность в области осуществления муниципального контроля также должна быть установлена Кодексом.
Исходя из положений статьи 1.3 Кодекса и статьи 25 Федерального закона N 294-ФЗ установление административной ответственности за совершение правонарушений в области осуществления муниципального контроля относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается складывающейся правоприменительной (в том числе судебной) практикой. Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2011 года N 81-Г10-26 оставлено без изменения решение Кемеровского областного суда от 1 ноября 2010 года, которым признана недействующей статья 50-1 закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области", устанавливавшая административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений муниципальных правовых актов.
В определении Верховного Суда Российской Федерации указано, что установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации, в связи с чем не может быть осуществлено законом субъекта Российской Федерации. Также отмечено, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по закреплению в законе субъекта Российской Федерации административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, в случае если такая административная ответственность не установлена федеральным законом.
По указанным основаниям по протесту прокурора Архангельской области из закона Архангельской области от 3 июня 2003 года N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" исключена статья 3.6, устанавливавшая административную ответственность за нарушения, связанные с осуществлением муниципального контроля (за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей; за непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде).
Законопроектом предлагается распространить действие части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.4.1, части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 19.6.1 Кодекса на лиц, нарушающих Федеральный закон N 294-ФЗ в области осуществления муниципального контроля.
Статьей 11 Федерального закона N 294-ФЗ установлено право органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля при наличии обоснованных сомнений либо в связи с невозможностью оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 19.7 Кодекса, установив административную ответственность лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Таким образом, принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать более эффективной реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ, а также позволит упорядочить работу по привлечению виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в области осуществления муниципального контроля.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.