Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 345276-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) направлен на реализацию единой государственной политики в отношении производства винограда и винодельческой продукции, на совершенствование государственного регулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из выращенного в России винограда.
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) обусловлена тем, что законодательство Российской Федерации не учитывает вопросы развития российского виноградарства, особенностей винодельческого производства.
Согласно положениям Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р) к мерам по ее реализации относится, в частности создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.
Задача изменения структуры потребления алкогольной продукции за счет снижения потребления крепких алкогольных напитков и увеличения доли вина в общей структуре потребления населением алкогольных напитков требует законодательного закрепления соответствующих правовых механизмов.
Действующая редакция Федерального закона не регулирует в полной мере все процессы, связанные с производством вина в маленьких винодельнях, площадь виноградников которых составляет от 1 до 10 гектаров.
Проект разработан в целях создания благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отраслей, способствующих увеличению объемов производства винограда и вина в малых формах хозяйствования. Так, например, при одинаковой площади виноградников России и в Австрии, в Австрии функционирует более 20 тысяч виноделен, а в России их не более 100.
В России имеется реальная возможность использования высокого экономического потенциала винодельческой отрасли в качестве эффективного инструмента экономического развития ряда регионов, создания полномасштабного агропромышленного виноградарско-винодельческого кластера на юге России.
Винодельческая индустрия дает рабочие места большому числу людей, что обеспечивает необходимые материальные условия жизни большему числу жителей.
Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 80 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджеты и внебюджетные фонды более 12 млн. рублей в год с одного гектара возделываемых виноградников.
Создание в России необходимых правовых условий для цивилизованного производства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения", соответствующих европейским и общемировым стандартам, даст мощный импульс развитию винодельческой индустрии в тех субъектах Российской Федерации, где она в настоящее время представлена (Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан, Ростовская область и другие).
Принятие законопроекта позволит обеспечить в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации, для которых природно-климатические условия являются одним из главных богатств, не только создание значительного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и условия для создания и развития малого и среднего предпринимательства. Эти меры позволят существенно снизить масштабы безработицы и социальную напряженность в северокавказских регионах, повысят доверие населения к власти, создадут столь необходимые этим регионам имиджевые условия для развития туризма.
Основные понятия, предлагаемые в законопроекте, требуются для регулирования производства винодельческой продукции, вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.
Сегодня закон допускает производство вина из консервированного сусла. Недобросовестные производители используют этот пробел в законе для получения вин сбраживанием консервированного различными способами сусла (например, сульфитированного). Зачастую этот продукт импортируется в Россию и его истинное происхождение можно подтвердить только сложными специальными исследованиями, оборудование для выполнения которых есть только в 2-3 лабораториях России. Полученная таким способом винодельческая продукция продается по демпинговым ценам, снижая конкурентоспособность вина из российского винограда. Фактически происходит подмена вина винным напитком. Эту проблему можно решить заменой слов "виноградного сусла" на слова "свежего виноградного сусла" в определении "вино".
Также предлагается уточнить термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, и заменить его для вина гармонизированным с международной терминологией, термином "вино наливом". Вино наливом может как разливаться в потребительскую тару, так и использоваться для дальнейшей переработки на винодельнях, заводах игристых вин, коньячных заводах.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 8 Федерального закона при производители вина и игристого вина (шампанского) обязаны использовать автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (далее - счетчики) при перемещении и розливе.
При этом у счетчиков - высокая стоимость, низкая пропускная способность, а лишние переливки (перекачки) вина ухудшают его качество, способствуют его окислению и повышению риска инфицированности, что ведет к нарушению физико-химического равновесия в продукте и потере розливостойкости, что губительно при производстве высококачественного вина. Поэтому законопроектом предлагается исключить требования по обязательной установке объемных счетчиков для производителей вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, а данные об объеме произведенной продукции передавать в единую государственную автоматизированную информационную систему на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако подобные послабления не распространяются на производства вина столового, для которого наличие счетчиков остается обязательным.
В целях подтверждения подлинности происхождения вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения предусмотрены учет и декларирование валовых сборов винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
В европейской практике основной и приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия винодельческой продукции является декларирование, предусматривающее презумпцию соответствия. С точки зрения регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность декларирование соответствия вина и винодельческой продукции объемам использованного винограда предпочтительнее, так как оно обеспечивает сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.
Основное внимание в законопроекте уделяется винам с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, и игристым винам (шампанскому) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, имеющим отличительные, оригинальные органолептические свойства и другие характеристики, которые главным образом зависят от свойственных для определенного ареала природных условий (почвы, климата и др.), а также возделываемого сорта.
По своему правовому содержанию присвоение наименования "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" принципиально отличается от положений законодательства Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, так как оно присваивается не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов, методов их выращивания и технологии виноделия.
Декларирование винограда позволит максимально эффективно контролировать весь процесс производства и реализации винограда, использованного для производства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения". Требование соответствия объемов винограда объемам произведенной винодельческой продукции позволит ликвидировать деятельность организаций, осуществляющих производство фальсифицированной и контрафактной винодельческой продукции.
При этом подтверждение деклараций о винограде, направленном на производство "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" предлагается осуществлять профильным саморегулируемым организациям.
Данная мера необходима для того, чтобы сделать отрасль абсолютно прозрачной и сбалансированной, так как методы расчета выращенного винограда должны коррелироваться с количеством произведенного вина. Это и будет одной из главных мер в борьбе с фальсификатом.
Ввиду неразрывности процесса создания вина во время выращивания винограда и последующего превращения винограда в вино, которое будучи алкогольным продуктом одновременно признано Правительством Российской Федерации сельскохозяйственным продуктом предлагается осуществлять лицензионный контроль с процесса получения федеральных специальных марок.
Для этого предлагается ввести новый вид лицензии на хранение и поставки произведенного "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения".
Принятие законопроекта даст новый импульс развитию виноградарско-винодельческой отрасли, обеспечит защиту прав потребителей и отечественных производителей, будет способствовать борьбе с алкоголизмом.
Принятие законопроекта позволит создать условия роста и развития отечественного виноградарства и качественного виноделия, даст возможность отечественным производителям винодельческой продукции предложить потребителям больший ассортимент винодельческой продукции, существенно снизит возможность фальсификации вин, создаст такие условия, при которых поддержка государства "вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения" использовалась бы не для незаконного обогащения фальсификаторов, а для своей заявленной цели - реальной поддержки виноградарей и виноделов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.