Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346786-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан в целях поддержания отдельной категории нуждающихся, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации ими права на образование.
Главной задачей данного законопроекта является законодательное закрепление мер социальной справедливости, нашедшей свое отражение в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, права на получение высшего образования за счет средств соответствующего бюджета.
Утративший силу 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предоставлял возможность зачислять вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пришедший ему на смену Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лишил данную категорию лиц такой возможности.
В данной ситуации затрагиваются проблемы справедливости общественного устройства, а именно справедливости как сочетания свободы и равных возможностей, с одной стороны, и обеспечения достойной жизни лицам, которые нуждаются в особой заботе со стороны государства и общества (инвалидам, пенсионерам, сиротам и др.), - с другой. Статья 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", закрепляющая государственные гарантии реализации права на образование, провозглашает, что "право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Таким образом, устанавливаемые правила процедурной справедливости направлены на обеспечение формального равенства и формальной справедливости.
Предлагаемые же изменения представляют собой изъятия из общего правила, так называемые коррекции, которые направлены на обеспечение фактического равенства и фактической справедливости. К тому же принцип общедоступности образования, касательно высшего образования, закрепленный в статье 43 Конституции РФ, в соответствии с частью 3 которой "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии", выступает не в буквальном (доступность для каждого), а в социальном смысле - доступность независимо от социального положения. Для более полной реализации данного принципа предлагается ввести изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и установить соответствующие привилегии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить им особое право на прием в высшее учебное заведение в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний за счет средств бюджета соответствующего уровня. Также предлагается ввести соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и закрепить их в статье "Дополнительные гарантии права на образование".
Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.