Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда предусмотрено статьей 7 Конституции Российской Федерации. Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Введение данной нормы Кодекса отложено статьей 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий закон до настоящего времени не принят. Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в сумме 5205 рублей в месяц. В 2013 году по предварительной оценке соотношение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составит 67% (с учетом оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2013 год - 7769 рублей в месяц).
В рамках приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения предлагается с 1 января 2014 г. его увеличить на 6,7% (на уровень инфляции 2013 года, уточненный Минэкономразвития России) и установить в размере 5554 рубля в месяц.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Установление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в сумме 5554 рубля в месяц затронет примерно 1,3 млн. человек в целом по экономике Российской Федерации (из них порядка 360 тыс. человек - совместители и работники, занятые неполное рабочее время). В бюджетном секторе экономики занята половина из них (650 тыс. человек, включая порядка 160 тыс. человек - совместителей и работников, занятых неполное рабочее время).
Согласно сценарным условиям, основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельным уровням цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, подготовленным Минэкономразвития России, в 2013 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составит 29,9 тыс. рублей (увеличение на 11,5% к предыдущему году). Таким образом, организации реального сектора экономики смогут повышать заработную плату работников, включая низкооплачиваемых, в течение года. Такая же возможность будет у государственных и муниципальных учреждений в части повышения заработной платы, обеспечиваемой за счет оказания платных услуг. Соответственно, повышение МРОТ не окажет негативного воздействия на организации реального сектора экономики.
Расходы государственных и муниципальных учреждений в 2014 году в связи с повышением МРОТ на 6,7% (на уровень инфляции 2013 года, уточненный Минэкономразвития России) оцениваются Минтрудом России в 3,1 млрд. рублей. Сумма рассчитана исходя из необходимости увеличить ежемесячную заработную плату работника, занятого на полную ставку, на 349 рублей в месяц (повышение заработной платы с 5205 рублей до 5554 рублей в месяц). При этом учтены период времени 12 месяцев, необходимые средства на выплату страховых взносов, а также численность низкооплачиваемых работников бюджетного сектора экономики (490 тыс. человек, занятых на полную ставку, и 160 тыс. человек - совместителей и работников, занятых неполное рабочее время).
В федеральном бюджете на 2013 год и плановый период на 2014 и 2015 годы предусмотрены средства на повышение с 1 октября 2013 г. на 5,5% оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления также в течение года должны провести индексацию заработной платы работников региональных и муниципальных учреждений.
По оценке Минтруда России, из 3,1 млрд. рублей, необходимых при повышении МРОТ, расходы из бюджетов всех уровней на индексацию заработной палаты работников с заработной платой менее 5554 рублей в месяц составят в 2014 году 2,5 млрд. рублей.
Кроме того, средства на повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений из бюджетов всех уровней предусмотрены в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указы).
Использование указанных средств в 2014 году позволит обеспечить доведение заработной платы отдельных категорий работников до уровня не ниже 5554 рубля в месяц. При этом доля работников, на которых распространяется действия Указов, оценивается в 40% от общего числа работников бюджетного сектора экономики, которых затронет повышение МРОТ.
Средства на повышение заработной платы остальных категорий работников государственных и муниципальных учреждений в дополнение к индексации будут обеспечены учреждениями за счет оказания платных услуг, проведения оптимизационных мероприятий, перераспределения фонда стимулирования.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (в части установления размера МРОТ)
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.