Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (далее - законопроект) разработан во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 10 июля 2012 г. N А60-26-8 (раздел III, пункт 2), которым поручено Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
Законопроект предполагает введение следующих основных новаций:
1. Установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.
Данный размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.
Анализ кредитных предложений по г. Москве и Московской области свидетельствует, что ставки краткосрочных кредитов (1-3 месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14% до 32%, для юридических лиц - от 12,5% до 28%.
Например, ставка краткосрочного кредита для физических лиц в Сбербанке России установлена на уровне 16,9% (для держателей карт - 13,9%), в Альфа-банке - 20,99% (16,99% - для держателей карт).
По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБР за каждый банковский день просрочки платежа (что в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1%). То есть, сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в размере 18,1% годовых. Информация о размере процентных ставок приведена на основании сведений, размещенных на официальных сайтах банков и информационном портале banki.ru.
Рассмотрение ставок краткосрочного кредита для физических лиц аналогичных банков по другим регионам - Краснодарский и Приморский край, не выявило расхождений в их размере.
В связи с более низкой конкуренцией между банками в других регионах, наличием меньшего количества предложений от банков по сравнению с Московским регионом, считаем, что процентные ставки в других регионах в большинстве случаев могут быть на уровне, или выше, Московского региона.
Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, повышающие законную неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.
Следует отметить, что введение (повышение) размера законной неустойки соответствует поручениям Президента Российской Федерации (от 18 февраля 2013 г. N Пр-340, подпункт "б" пункта 1) и Правительства Российской Федерации (от 2 февраля 2013 г. N ДК-П9-21пр, раздел II, пункт 1.3)
2. Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.
3. Вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Проектом федерального закона предполагается расширить состав нормативного регулирования Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии за счет включения в них порядка предоставления обеспечения обязательств отдельных категорий потребителей электрической энергии по оплате электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии в случае обслуживания указанных категорий потребителей гарантирующим поставщиком.
Предполагается определение на уровне акта Правительства Российской Федерации основных категорий потребителей электрической энергии (услуг по ее передаче), в отношении которых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет формироваться соответствующий перечень потребителей, изменения в существенные условия договоров с данными потребителями и уточнения порядка технологического присоединения субабонентов.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России, Минрегион России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
Декабрь 2013 г. - внесение в Правительство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.