Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 347947-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 168-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Нижегородской области установлено 176 и соответствующее ему количество судебных участков. Указанное число мировых судей определено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которому судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. Население Нижегородской области на 1 января 2013 года, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, составляет 3 289,8 тыс. человек (приложение "Численность населения муниципальных образований Нижегородской области, численность населения на одном судебном участке, количество мировых судей и судебных участков" к настоящей пояснительной записке. Границы административно-территориальных образований в Нижегородской области совпадают с границами соответствующих муниципальных образований).
Средняя численность населения на одном судебном участке составляет 18 692 человека. Однако фактическая численность населения на судебных участках очень неравномерна. В 11 административно-территориальных образованиях Нижегородской области численность населения менее 15 тысяч человек, но в соответствии с законодательством в них создано по одному судебному участку. А в ряде административно-территориальных образований численность населения, проживающего на одном судебном участке, превышает максимально допустимую численность, предусмотренную федеральным законодательством. Так, в Автозаводском районе городского округа город Нижний Новгород численность населения, проживающего на одном судебном участке, в среднем составляет 23,2 тыс. человек, в городском округе город Саров - 23,4 тыс. человек, в Шатковском муниципальном районе - 25,9 тыс. человек. В Кстовском муниципальном районе в настоящее время численность населения на одном судебном участке в среднем составляет 22,8 тыс. человек, однако на протяжении последних лет здесь наблюдается увеличение численности населения.
Кстовский муниципальный район расположен вдоль реки Волги, поэтому здесь идет очень активное строительство коттеджных поселков. Данный район является также привлекательным для инвесторов, здесь строятся новые предприятия, и в дальнейшем численность населения в данном районе будет расти. В Кстовском муниципальном районе с каждым годом увеличивается и служебная нагрузка на мировых судей, т.к. здесь проходит федеральная трасса М7 "Волга", вдоль трассы расположены торговые центры "ИКЕА", "ATIIAH" и другие, поэтому здесь постоянно растет количество дел об административных правонарушениях и количество уголовных дел.
В Нижегородской области судебные участки значительно (в несколько раз) отличаются по служебной нагрузке. Имеются судебные участки с большой численностью населения и сравнительно невысокой служебной нагрузкой на одного мирового судью, но есть судебные участки, которые по численности населения не превышают допустимые значения, но по нагрузке значительно превосходят среднеобластные, среднеокружные и среднероссийские показатели.
Ранее регулировать служебную нагрузку мировых судей в отдельных административно-территориальных образованиях Нижегородской области можно было за счет изменения численности населения того или иного судебного участка путем изменения границ судебных участков, а также за счет перераспределения имеющегося количества судебных участков.
Однако существующее административно-территориальное деление Нижегородской области, географические и экономические условия региона, отдаленность районных центров (северных и южных) друг от друга, транспортная инфраструктура уже не дают возможности перераспределения имеющегося количества судебных участков мировых судей.
Настоящий законопроект предусматривает увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Нижегородской области на 4 единицы и доведение их общего числа со 176 до 180.
Предлагаемое законопроектом увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Нижегородской области позволит создать судебные участки с учетом административно-территориального деления области и соответствия установленной законодательством численности населения на судебных участках, а также более равномерной служебной нагрузки на мировых судей, что будет способствовать стабилизации работы мировых судей, улучшению качества разрешения судебных дел и более широкому доступу граждан к правосудию, а также устранит противоречие между федеральными законами "О мировых судьях в Российской Федерации" и "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" и позволит привести в соответствие с федеральным законодательством Закон Нижегородской области от 22 марта 2000 года N 100-3 "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Нижегородской области".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, необходимых для содержания мировых судей и дополнительной численности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности мировых судей и охраны помещений судебных участков.
Проект закона предусматривает увеличение общего числа мировых судей в Нижегородской области на 4 единицы.
Расчет финансовых затрат на содержание одной дополнительной должности мирового судьи произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и включает:
1. Ежемесячное денежное вознаграждение мирового судьи:
должностной оклад мирового судьи - 19 258,18 руб. в месяц (60% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации) с 1 января 2013 года;
оклад за квалификационный класс в размере 40% должностного оклада: 19 258,18 х 40% = 7 703,27 руб. в месяц;
ежемесячное денежное поощрение в размере 130% должностного оклада: 19 258,18 х 130% = 25 035,63 руб. в месяц;
надбавка за выслугу лет в размере 30% должностного оклада: 19 258,18 х 30% = 5 777,45 руб. в месяц.
2. Ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения 130%. должностного оклада: 19 258,18 х 130% = 25 035,63 руб. в квартал.
Денежное содержание в год на одного мирового судью составляет:
(19 258,18 + 7 703,27 + 25 035,63 + 5 777,45) х 12 месяцев + 25 035,63 х 4 квартала = 793 436,88 руб.
3. Начисления на оплату труда в размере 8,28%:
793 436,88 х 8,28% = 65 696,57 руб.
4. Стоимость санаторно-курортного лечения на одного мирового судью составляет 41 000 руб. в год.
5. Оплата проезда мирового судьи к месту отдыха и обратно составляет 10 000 руб. в год.
6. Оплата проезда мирового судьи в служебных целях на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении составляет: 1 000 руб. х 12 месяцев = 12 000 руб. в год.
7. Расходы по обеспечению обмундированием одного мирового судьи составляют 11 850 руб.
Цена одного комплекта составляет 11 850 руб.:
Мантия 4 000
Костюм форменный 4 000
Рубашка 1 000
Галстук 350
Обувь 2 500
Итого расходы на одного мирового судью в год составляют 933 983,45 руб.
Итого расходы на 4 мировых судей в год составляют 3 735 933, 80 руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.