Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348505-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2013 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
Статьей 2 законопроекта предусматривается указанную льготу в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов, так же как и в 2013 году, распространить на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2014 году составит 81,7 млрд. рублей, в 2015 году - 88,2 млрд. рублей, в 2016 году - 95,2 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (в 2014 году - 80,5 тыс. рублей, в 2015 году - 84,2 тыс. рублей и в 2016 году - 87,9 тыс. рублей), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2014 - 2016 годах - 1 млн. рублей).
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (в 2014 году - 1,05, в 2015 - 2016 годах - 1,045).
В 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов при сохранении таких же, как и в 2013 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,53 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2014 году 93,9 млрд. рублей, в 2015 году - 101,4 млрд. рублей, в 2016 году - 110,0 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2014 - 2016 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 - 2016 годы
|
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
2 680,0 |
2 888,0 |
3 112,0 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
2 680,0 |
2 888,0 |
3 112,0 |
Международное сотрудничество |
тыс. рублей |
2 680,0 |
2 888,0 |
3 112,0 |
Взносы в международные организации |
тыс. рублей |
2 680,0 |
2 888,0 |
3 112,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
24 885,0 |
24 228,1 |
25 318,3 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
тыс. рублей |
24 885,0 |
24 228,1 |
25 318,3 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
тыс. рублей |
24 885,0 |
24 228,1 |
25 318,3 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
81 690 312,9 |
88 194 213,5 |
95 181 019,2 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
81 191 658,7 |
87 695 684,2 |
94 682 971,2 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
тыс. рублей |
6 824 704,4 |
6 722 913,8 |
6 699 828,7 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
6 824 704,4 |
6 722 913,8 |
6 699 828,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
Расходы на выплату персоналу в целях обеспечения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (ЦСР 0015500/1, ВР 100) |
тыс. рублей |
4 670 031,2 |
4 674 389,9 |
4 678 944,8 |
закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦСР 0015500/1 ВР 242) |
тыс. рублей |
978 467,3 |
819 388,8 |
797 216,6 |
закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного имущества (ЦСР 0015500/1 ВР 243 и ВР 244) |
тыс. рублей |
1 077 388,5 |
1 125 870,9 |
1 115 756,2 |
иные бюджетные ассигнования (судебные расходы) |
тыс. рублей |
89 737,2 |
93 775,4 |
97 995,3 |
прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов по международному сотрудничеству (ЦСР 0015500/2) |
тыс. рублей |
9 080,2 |
9 488,8 |
9 915,8 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
тыс. рублей |
216 337,4 |
227 154,2 |
238 512,0 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
тыс. рублей |
216 337,4 |
227 154,2 |
238 512,0 |
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
216 337,4 |
227 154,2 |
238 512,0 |
Социальная помощь |
тыс. рублей |
74 150 616,9 |
80 745 616,2 |
87 744 630,5 |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
74 150 616,9 |
80 745 616,2 |
87 744 630,5 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
2 874 586,0 |
3 208 036,0 |
3 503 182,0 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне значения за 2012 год) |
тыс. дней |
3 800,0 |
3 800,0 |
3 800,0 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием* коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года |
рублей |
756,47 |
844,22 |
921,89 |
где: |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемый в 2013 году, равен 665,32 руб. |
|
|
|
|
коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года |
|
1,137 |
1,116 |
1,092 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
2 874 586,0 |
3 208 036,0 |
3 503 182,0 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году* общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты |
тыс. рублей |
2 977 430,4 |
3 003 415,5 |
3 030 568,3 |
средний размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году* 0,504, где: |
рублей |
40 589,5 |
42 416,1 |
44 324,8 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году* индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году, при этом: |
рублей |
80 534,8 |
84 158,9 |
87 946,1 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2013 году равна 76 699,8 рублей (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.12.2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года |
|
1,050 |
1,045 |
1,045 |
0,504 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (на уровне значения за 2012 год) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне среднего количества единовременных страховых выплат за 2010 - 2012 годы |
выплат |
18 988 |
18 988 |
18 988 |
В том числе, среднее число страховых случаев со смертельным исходом в году (среднее значение |
случаев |
2 400 |
2 400 |
2 400 |
Предлагаемый максимальный размер единовременной страховой выплаты семьям погибших (1 000 000,0 руб.) |
тыс. рублей |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
Расходы на единовременные страховые выплаты пострадавшим и семьям погибших, рассчитанные по действующему законодательству (средний размер единовременной страховой выплаты в году* число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
770 713,4 |
805 396,9 |
841 639,3 |
Сумма дополнительных ассигнований, необходимых для увеличения размера единовременных страховых выплат семьям погибших до 1 000 000,0 руб. (максимальный размер единовременной страховой выплаты семьям погибших - сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году)* среднее число страховых случаев со смертельным исходом |
тыс. рублей |
2 206 716,5 |
2 198 018,6 |
2 188 929,4 |
Сумма расходов на единовременные страховые выплаты с учетом введения максимального размера единовременной страховой выплаты семьям погибших в году |
тыс. рублей |
2 977 429,9 |
3 003 415,5 |
3 030 568,7 |
Средний размер единовременной страховой выплаты в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году/на число единовременных страховых выплат в году) |
рублей |
156 805,9 |
158 174,4 |
159 604,4 |
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году* число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
2 977 430,4 |
3 003 415,5 |
3 030 568,3 |
Ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
50 145 640,0 |
54 341 360,0 |
58 887 980,0 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году х коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году* коэффициент превышения, где: |
рублей |
8 645,8 |
9 369,2 |
10 153,1 |
средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2013 году - 7 940,3 руб. |
|
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,050 |
1,045 |
1,045 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации размера ежемесячной страховой выплаты в 2014 - 2016 гг. (среднее значение по данным Фонда за 2010 - 2012 годы) |
|
1,037 |
1,037 |
1,037 |
Число ежемесячных страховых выплат в году: число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2014 - 2016 годах на уровне среднего значения за 2010 - 2012 годы |
тыс. выплат |
5 800,0 |
5 800,0 |
5 800,0 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
17 850 159,0 |
19 865 939,5 |
21 969 964,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
8 402 969,4 |
9 346 638,3 |
10 406 597,6 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
9 447 189,6 |
10 519 301,2 |
11 563 366,9 |
Доставка и пересылка страховых выплат |
тыс. рублей |
302 801,5 |
326 865,2 |
352 935,7 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году* средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
302 801,5 |
326 865,2 |
352 935,7 |
процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году (на уровне значения из отчетных данных Фонда за 2012 год) |
% |
0,57 |
0,57 |
0,57 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
12 550,0 |
13 200,0 |
13 800,0 |
Прикладные научные исследования и разработки |
тыс. рублей |
12 550,0 |
13 200,0 |
13 800,0 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
тыс. рублей |
12 550,0 |
13 200,0 |
13 800,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
486 104,2 |
485 329,3 |
484 248,0 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
тыс. рублей |
486 104,2 |
485 329,3 |
484 248,0 |
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
486 104,2 |
485 329,3 |
484 248,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности |
тыс. рублей |
16 674,4 |
16 674,4 |
16 674,4 |
информационно-разъяснительная деятельность |
тыс. рублей |
96 631,8 |
78 507,2 |
59 685,9 |
прочие текущие расходы |
тыс. рублей |
372 798,0 |
390 147,7 |
407 887,7 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
81 717 877,9 |
88 221 329,6 |
95 209 449,5 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года |
тыс. рублей |
7 116 265,2 |
7 682 607,5 |
8 314 958,6 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года предусматривается в объеме 100 процентов всех видов расходов на январь последующего года: (месячная сумма всех расходов в году х индекс потребительских цен в последующем году по отношению к текущему году) |
тыс. рублей |
7 116 265,2 |
7 682 607,5 |
8 314 958,6 |
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 - 2016 годы
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов размер среднего по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,53%.
|
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Средний тариф страховых взносов в 2014 - 2016 гг.: |
% |
0,53 |
0,53 |
0,53 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2014 - 2016 гг. |
тыс. руб. |
18 017 000 000,0 |
19 464 000 000,0 |
21 122 000 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,98 |
0,98 |
0,98 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году х коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. руб. |
93 580 298,0 |
101 096 016,0 |
109 707 668,0 |
Сумма пеней и штрафов (0,3% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне среднего значения за ряд лет) |
тыс. руб. |
280 740,9 |
303 288,0 |
329 123,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. руб. |
93 861 038,9 |
101 399 304,0 |
110 036 791,0 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.