Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 289157-6 "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 289157-6 "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект N 289157-6), внесённый Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) был дополнен статьей 24.1, которой установлены правовые основы для развития в Российской Федерации системы утилизации основных категорий автотранспортных средств - легковых пассажирских автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.
В целях финансового обеспечения системы утилизации автотранспортных средств на территории Российской Федерации Федеральным законом N 128-ФЗ был введен механизм уплаты утилизационного сбора за все ввозимые или производимые на территории Российской Федерации автомобили названных категорий, при этом российские автопроизводители, принимающие на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств, были освобождены от уплаты утилизационного сбора.
Принятие Федерального закона N 128-ФЗ предоставляло возможность решения задачи создания в Российской Федерации развитой отрасли по утилизации автотранспортных средств при одновременном освобождении отечественных автопроизводителей от уплаты утилизационного сбора, финансовые средства которого могли быть направлены на создание собственных утилизационных мощностей. В перспективе эти мощности должны были стать рентабельными, что пошло бы на пользу как отечественным автопроизводителям, так и всей российской экономике.
Законопроектом N 289157-6 предлагается исключить из статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ положения об освобождении от уплаты утилизационного сбора российских автопроизводителей, которые приняли на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств, а также отдельных категорий лиц, пользующихся установленными льготами при ввозе автомобилей на территорию Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время, во исполнение положений Федерального закона N 128-ФЗ, более четырехсот российских компаний-изготовителей колесных транспортных средств включены в реестр компаний, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Большинство из этих компаний организовали пункты приема вышедших из эксплуатации транспортных средств по всей стране, заключили соглашения с утилизационными компаниями, скорректировали планы развития, а некоторые из них уже приступили к реализации планов по созданию собственных мощностей по утилизации.
В этой связи полагаем, что отмена системы гарантирования утилизации может нанести ущерб российской автомобильной промышленности и поэтому требует введения на федеральном уровне соответствующих мер государственной поддержки автопроизводителей, по объему соразмерных с затратами, возникающими у российских предприятий.
Следует отметить, что в настоящее время на aедеральном уровне принимается ряд мер, направленных на компенсацию затрат российских автопроизводителей в связи с планируемым введением уплаты утилизационного сбора.
Так, вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 190-ФЗ "О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов", которым российским автопроизводителям, осуществляющим производство в режиме "промышленной сборки", гарантируются меры государственной поддержки в случае ухудшения условий реализации инвестиционных проектов "промышленной сборки" моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов (доля продаж в России иномарок российской сборки составляет около 65%).
Кроме того, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации приступило к реализации программы государственной поддержки льготного автокредитования с 1 июля 2013 года. Целями и задачами данной программы является поддержка автомобильной промышленности страны через стимулирование спроса на легковые автомобили путем предоставления физическим лицам кредитов на приобретение автомобильной техники по льготной тарифной ставке.
Дополнительно Комитет Государственной Думы по промышленности предлагает рассмотреть возможность предоставления скидок за счет средств утилизационного сбора на приобретение новых автомобилей определенных марок, для лиц, сдающих на утилизацию транспортные средства, которые достигли определенного срока эксплуатации.
Указанная мера может стать не только катализатором развития утилизационной отрасли, но и позволит создать дополнительный спрос на российскую автомобильную технику, что позволит компенсировать введение всеобщей уплаты утилизационного сбора для предприятий, не использующих режим "промышленной сборки". Конкретные условия предоставления такой скидки могут определяться Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами ВТО.
Также следует отметить, что помимо системы принятия обязательств по утилизации транспортных средств, действующая редакция статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ также учитывает интересы стран-участниц Таможенного союза и компаний Особой экономической зоны в Калининградской области. Однако законопроектом N 289157-6 предлагается исключить основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию из стран-участниц Таможенного союза, а также в части транспортных средств Особой экономической зоны в Калининградской области.
По мнению Комитета, ликвидация льгот по уплате утилизационного сбора в отношении транспортных средств, указанных в части 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года, должна сопровождаться соответствующими компенсациями, размеры и порядок выплаты которых необходимо определить до принятия законопроекта N 289157-6 во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает принятие законопроекта N 289157-6 в первом чтении при условии разработки до его принятия во втором чтении эффективной компенсационной системы мер государственной поддержки российских автопроизводителей.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.