Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 471859-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Л. Бурковым и О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за оставление лицом, управляющим транспортным средством, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в случае наличия пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, дополнив Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 265.1.
Данное предложение по существу направлено на восстановление в УК РФ в несколько измененной редакции статьи 265, которая предусматривала уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 УК РФ, и была признана утратившей силу Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ. Указанное законодательное решение было принято в целях исключения конкуренции норм статьи 125 "Оставление в опасности" и статьи 265 УК РФ.
Полагаем, что включение в УК РФ статьи 265.1 в редакции законопроекта представляется излишним по следующим основаниям.
Статья 125 УК РФ, устанавливающая ответственность за заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случае, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, охватывает деяние, предусмотренное предлагаемой к включению в УК РФ статьей 265.1. При этом для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ достаточно установления самого факта уклонения от оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, независимо от наступления последствий, т.е. от наличия так называемых "пострадавших".
Обращаем также внимание, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не применяет термин "пострадавший" по отношению к лицам, которым преступлением причинен какой-либо вред.
Кроме того, следует иметь в виду, что частью второй статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. В соответствии с пунктом 2.5. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года) при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, и возвратиться к месту происшествия.
В этой связи неопределенность формулировок, используемых в диспозиции статьи 265.1, на наш взгляд, повлечет коллизию между уголовно-правовым запретом оставления места дорожно-транспортного происшествия и обязанностью оставить место происшествия для доставки пострадавших в лечебное учреждение. Проектом также не учитываются ситуации, когда лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия, само является пострадавшим.
Отмечаем, что статья 12.17 "Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которую законопроектом предлагается внести соответствующее изменение (статья 3 проекта), не имеет отношения к вопросам, рассматриваемым данным законопроектом. В случае включения в УК РФ статьи 265.1 указанное изменение может быть внесено в статью 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.