Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 352555-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" обусловлена следующим.
Во исполнение подпункта 3 пункта 2 протокола постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка на территории Самарской области от 23.04.2013 N 1, утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 30.04.2013 N 244-р, министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части установления права субъектов Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением квот для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В Самарской области регулирование отношений, связанных с квотированием рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обусловлено необходимостью дополнительного обеспечения защиты, социальных гарантий данной категории граждан.
Актуальность обусловлена также тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Меры государственной политики, направленные на решение проблем занятости, должны состоять не только в улучшении функционирования рынка труда в целом, но и в поддержке граждан с особыми потребностями.
Выбор этой категорий граждан из существующего в законодательстве перечня граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предопределен рядом причин. Отсутствие занятости способствует рецидиву совершения преступлений лицами, в отношении которых в соответствии с законодательством не снята и не погашена судимость.
В 2012 году в службу занятости обратилось 540 граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, из них статус безработных получил 281 гражданин, и только 171 гражданин смог трудоустроиться при поддержке органов службы занятости.
По сведениям ГУ МВД России по Самарской области, в 2012 году при общем снижении на 10,9 % количества зарегистрированных преступлений на территории региона, количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, возросло на 6,8%. Произошел рост числа преступлений против собственности. Основными причинами такого роста преступления являются их бытовая и трудовая и, как следствие, материальная необустроенность, о чем свидетельствует рост числа совершенных ими имущественных преступлений и значительный процент лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
Несомненно, что трудоустройство - основа процесса социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Труд не только создает материальную базу и является источником средств существования, но и расширяет круг общественно полезных связей, формирует личность. Трудовая занятость - это одно из основных условий возвращения бывших освобожденных к нормальной жизни в условиях свободы.
По данным исследований, среди лиц, совершивших повторные преступления, не работало 66%, были частично включены в трудовую деятельность 33%, то есть 99% рецидивистов имели неполные общественные связи в сфере труда. Как видим, чем меньше человек вовлечен в сферу труда, тем выше вероятность совершения им преступления.
Вместе с тем лица, освобожденные из мест лишения свободы, сталкиваются с тем, что их последними принимают на работу и первыми увольняют или вообще отказывают в трудоустройстве.
На сегодняшний день в Самарской области существует 1406 предприятий, на которых будет распространяться квота и в которые могут быть трудоустроены граждане указанной категории.
Решение указанной проблемы возможно путем установления работодателям квот для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем внесения изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающих право субъектов Российской Федерации на регулирование данной сферы. Законопроектом предлагается установить квоту для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Принятие данного законопроекта позволит субъектам Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением работодателям квоты для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Следует отметить, что в ряде регионов уже приняты и реализуются нормативные правовые акты, устанавливающие квоту для аналогичной категории граждан.
В частности, Закон Тюменской области от 31.03.2000 N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" (для лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
Закон Тамбовской области от 31.03.2009 N 510-З "О квотировании рабочих мест в Тамбовской области" (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
Закон Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" (для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, - до погашения судимости);
Закон Липецкой области от 14.09.2000 N 104-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" (для лица освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившихся в течение одного года в органы службы занятости);
Закон Кемеровской области от 11.12.2002 N 106-ОЗ "О порядке квотирования рабочих мест" (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
Закон Пермской области от 05.11.2004 N 1689-344 "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем законность регулирования вопроса на региональном уровне в отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий ставится под сомнение.
По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта установлено, что данный законопроект коррупциогенных факторов не содержит.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовых акты РСФСР и Российской Федерации признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию не подлежат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.