Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 353307-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Конституция Российской Федерации, как социального государства, провозглашает право каждого человека на достойную жизнь и свободное развитие. Повышение уровня жизни населения должно быть главной задачей, достигающейся путем обеспечения экономического роста и установления социальной стабильности общества.
При этом в Российской Федерации в настоящее время недопустимо низкий минимальный размер оплаты труда (МРОТ), размер которого 5 205 рублей, что составляет всего 76 процентов от прожиточного минимума, который фактически является базовой величиной при оценке уровня жизни населения, разработке и реализации социальной политики и социальных программ. Хотя непосредственно сам прожиточный минимум также не удовлетворяет современным требованиям, обеспечивающим достойное существование человека и его семьи.
Таким образом, нарушается право каждого человека на достойную жизнь и свободное развитие.
Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальная зарплата не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
При этом статьей 421 установлено, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса, устанавливаются федеральным законом.
Данная норма действует с 2001 года, однако до сих пор в течение 12 лет указанный федеральный закон не принят.
Неоднократно заявлялось, что МРОТ будет доводиться до прожиточного минимума, что также остается не реализованным.
Согласно определению Конституционного суда от 29 мая 2003 года N 195-О разрешения вопроса отмены статьи 421 Трудового кодекса является прерогативой законодателя.
В связи с этим предлагается отменить статью 421 Трудового кодекса, тем самым приравнять МРОТ к прожиточному минимуму, а также учитывая, что в настоящее время прожиточный минимум устанавливается также в каждом субъекте Российской Федерации, то предлагается внести уточнение, определяющее что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Учитывая, что увеличение МРОТ приведет к росту фиксированных платежей в пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды, что особенно болезненно повлияет на самозанятое население и в целях недопущения негативных последствий, предлагается снизить фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лица, а также ввести дифференцированный подход к исчислению страховых взносов.
Принятие законопроекта также приведет:
к увеличению внутреннего спроса на товары и услуги, который должен быть опорой для отечественного бизнеса;
уменьшению "скрытой" заработной платы и, как следствие, увеличению налоговых поступлений и страховых взносов во внебюджетные фонды;
повышению эффективности использования трудовых ресурсов в условиях сокращения экономически активного населения, стимулированию предпринимателей к внедрению инновационных технологий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" потребует увеличение расходов федерального бюджета в связи с увеличением расходов на фонд оплаты труда для работников бюджетной сферы, получающих МРОТ, выплату пособий по безработице.
По оценке Минтруда, граждан России, получающих до 5 205 рублей (МРОТ), насчитывается около 1,3 млн человек, из них в бюджетной сфере работает 650 тысяч
Соответственно при установлении МРОТ в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, который в настоящее время составляет 7 263 рублей в месяц, потребуется около 2 млрд. рублей в месяц, с учетом уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и уплаты налога на доходы с физических лиц.
Кроме того, увеличение МРОТ увеличит поступления от штрафов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.