Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 352918-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Анализ статистических данных МВД России свидетельствует, что в 2011 году и за 6 месяцев 2012 года зарегистрировано более 14 тыс. сообщений о похищении у граждан государственных регистрационных знаков транспортного средства.
Превалирующая часть указанных деяний - около 8,4 тыс. (60%) совершена в г. Москве и более 5 тыс. (35%) - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что обусловлено высоким уровнем экономического развития указанных субъектов Российской Федерации и, как следствие, значительным количеством транспортных средств.
Похищение государственного регистрационного знака транспортного средства, как правило, сопряжено с требованием у гражданина материального вознаграждения за их возвращение посредством указания его местонахождения. При этом размеры требуемых сумм превышают государственную пошлину, взимаемую за выдачу государственного знака транспортного средства, и ставятся в зависимость от ряда обстоятельств, в том числе, региона регистрации транспортного средства, принадлежности государственного регистрационного знака транспортного средства иному государству, а также особой серии государственного регистрационного знака транспортного средства.
Анализ причин и условий совершения подобных деяний позволяет сделать вывод о том, что указанный вид преступной деятельности обладает экономической привлекательностью, а его распространенность обуславливается рядом причин, включая наличие пробелов в законодательстве Российской Федерации.
Первой причиной является то обстоятельство, что в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
При этом частью 2 статьи 12.2 (Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, которое влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
В этой связи граждане, владельцы транспортных средств, государственные регистрационные знаки которых похищены, вынуждены соглашаться на выдвигаемые условия по выплате денежных средств за их возвращение.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что соответствующий вид преступной деятельности носит латентный характер, поскольку пострадавшие в большей части соглашаются с требованиями по выплате денежных средств похитителям, так как не желают проходить процедуру получения новых государственных регистрационных знаков транспортного средства либо ввиду заинтересованности в скорейшем использовании транспортного средства.
Второй причиной является отсутствие должной ответственности за похищение государственного регистрационного знака транспортного средства и последующее требование денежной выплаты за его возвращение.
Государственный регистрационный знак транспортного средства предусмотрен исключительно для обеспечения порядка учета и пользования транспортными средствами. При его получении оплачивается государственная пошлина, в связи с чем он не является личной собственностью, и гражданин не наделяется правом распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе посредством отчуждения. Таким образом, действия лица, связанные с изъятием государственного регистрационного знака, несмотря на их незаконный характер, не образуют признаков хищения.
Кроме того, угроза не вернуть государственный регистрационный знак транспортного средства в случае не уплаты требуемой суммы за его возвращение не содержит признака объективной стороны вымогательства, поскольку такой признак в статье 163 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) отсутствует.
Так, согласно части первой статьи 163 УК вымогательством является требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Учитывая изложенное статьей 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предлагается дополнить УК статьей 325.1 в части первой которой предлагается установить ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности, а в части второй - за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.
При этом неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстных побуждений группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, предлагается отнести к категории преступлений средней тяжести, что позволит проводить в целях их выявления оперативно-технические мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Расследование уголовных дел о деяниях, предлагаемых к криминализации в частях первой и второй статьи 325.1, отнесено к компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел Российской Федерации соответственно.
Одновременно статьей 3 законопроекта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статье 19.18.1, предусматривающей ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Предлагаемые изменения направлены на устранение правовой неопределенности в законодательстве, а также профилактику тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых с использованием похищенных государственных регистрационных знаков транспортных средств, а также паспорта или другого важного документа.
Предусмотренные законопроектом изменения не создадут правовых оснований для привлечения к уголовной ответственность законопослушных граждан, которые, руководствуясь требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 227 - 229), имеют право на вознаграждение за найденные паспорт гражданина или другой важный личный документ, а также государственный регистрационный знак транспортного средства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.