Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - законопроект) устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы создания и функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений (далее - система гарантирования прав застрахованных лиц).
Законопроект подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", которая предусматривает разработку отдельного федерального закона, устанавливающего порядок и условия возмещения недостающих средств пенсионных накоплений (далее - СПН) в случае, если сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии на день, с которого устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений, меньше общей суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии (далее - взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии), подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии за весь период формирования пенсионных накоплений, а также в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации в части необходимости обеспечения гарантий сохранности СПН в период формирования и инвестирования СПН и обеспечения выплаты назначенных пенсий в полном объеме на протяжении всего срока выплат.
Система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить покрытие возможного дефицита СПН по сравнению с номинальным размером взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) и при установлении застрахованному лицу выплаты за счет СПН, а также гарантировать стабильное получение назначенных пенсий. В этой связи предлагается считать гарантийным случаем:
недостаток СПН на счете застрахованного лица при переходе застрахованного лица от одного страховщика по ОПС к другому страховщику по ОПС;
недостаток СПН, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, при отказе застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии (далее - НЧТП) и выборе другого направления использования указанных средств;
недостаток СПН на счете застрахованного лица на момент назначения ему НЧТП, срочной пенсионной выплаты (далее - СПВ) или единовременной выплаты;
недостаточность средств выплатного резерва страховщика по ОПС или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена СПВ, для осуществления выплаты соответственно НЧТП или СПВ;
недостаточность СПН для полного исполнения обязательств перед застрахованными лицами в случае аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) и передачи СПН застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР);
недостаточность СПН в случае банкротства страховщика по ОПС, являющегося НПФ, и перевода застрахованных лиц в ПФР;
снижение резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС до минимального размера, установленного Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения равенства прав граждан система гарантирования прав застрахованных лиц должна охватывать всех застрахованных лиц в системе ОПС. Необходимо учитывать, что на стадии формирования НЧТП застрахованное лицо может неоднократно менять страховщика по ОПС путем отказа от формирования НЧТП через ПФР и выбора НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОПС и наоборот. В этой связи предлагается создать двухуровневую систему гарантирования прав застрахованных лиц, включающую резервы по ОПС (внутренние гарантийные фонды), создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС, что позволит обеспечить права застрахованных лиц в системе ОПС оптимальным образом.
Законопроектом предполагается установить предельные значения ставок гарантийных взносов на формирование ФГПН соответственно для НПФ и для ПФР. При этом конкретные значения таких ставок, позволяющие обеспечить формирование указанного фонда в размере, достаточном для обеспечения финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц, будут определяться и при необходимости корректироваться Банком России.
Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, включая управление ФГПН, в соответствии с законопроектом предлагается возложить на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). Законопроектом также предусматривается наделение Агентства функцией конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве страховщиков по ОПС, являющихся НПФ.
В настоящее время Агентство обладает большим практическим опытом как в сфере обеспечения компенсационных выплат, так и в сфере организации управления значительным объемом средств, составляющих фонд обязательного страхования вкладов, и возложение на него новых функций потребует относительно небольших временных и финансовых издержек. Кроме того, Агентство, как государственная корпорация, находится под постоянным и эффективным контролем со стороны государства.
Законопроектом предусматривается следующий механизм функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц. При наступлении гарантийного случая страховщик по ОПС исполняет обязательства перед застрахованными лицами в объеме, равном сумме гарантируемых средств. Недостающие средства зачисляются страховщиком по ОПС на счет застрахованного лица или в выплатной резерв страховщика по ОПС и (или) в состав СПН застрахованных лиц, которым установлена СПВ, за счет резерва по ОПС. В случае недостаточности средств такого резерва для исполнения обязательств перед застрахованными лицами в полном объеме страховщик по ОПС, являющийся НПФ, задействует имущество для обеспечения уставной деятельности.
В целях обеспечения исполнения обязательств страховщика по ОПС, являющегося НПФ, возникших из договоров об ОПС, при наступлении гарантийного случая, связанного с банкротством НПФ, Агентство выплачивает ПФР гарантийное возмещение в размере:
недостаточности СПН застрахованных лиц, определенной на основании реестра обязательств НПФ;
недостаточности средств выплатного резерва НПФ для исполнения обязательств по выплате НЧТП застрахованным лицам, которым установлена НЧТП;
недостаточности СПН застрахованных лиц, которым установлена СПВ, для исполнения обязательств по СПВ застрахованным лицам, которым установлена СПВ.
В соответствии с законопроектом заключать договоры об ОПС будут иметь возможность только НПФ, участвующие в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц НПФ должны получить положительное заключение Банка России о соответствии определенным требованиям. Законопроектом устанавливаются порядок и сроки направления НПФ соответствующего ходатайства в Банк России, принятия Банком России соответствующего решения, обжалования НПФ отрицательного заключения Банка России.
НПФ, отказавшиеся от участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц или получившие отрицательное заключение Банка России, обязаны прекратить договоры об ОПС и передать соответствующие СПН в ПФР.
Средства резерва по ОПС страховщиков по ОПС будут инвестироваться в порядке, установленном Банком России. Средства ФГПН, объединяющего всех страховщиков по ОПС, будут инвестироваться Агентством в высоконадежные активы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
По состоянию на 31 декабря 2012 г. в системе обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС) сформировано 2346,5 млрд. рублей средств пенсионных накоплений (далее - СПН), в том числе:
в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР) - 1677,3 млрд. рублей, из них в государственной управляющей компании (ГУК) - 1643,3 млрд. рублей, в частных управляющих компаниях (далее - ЧУК) - 34,0 млрд. рублей;
в негосударственных пенсионных фондах (далее - НПФ) 669,2 млрд. рублей.
Указанные суммы будут неуклонно возрастать по мере дальнейшего развития накопительного компонента системы ОПС, если в ближайшем будущем не произойдут крупномасштабные изменения в законодательном регулировании системы ОПС.
Проектом федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - законопроект) предусматривается создание двухуровневой системы гарантирования прав застрахованных лиц, включающей резервы по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС), создаваемые у каждого страховщика по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы гарантирования прав застрахованных лиц необходимо обеспечить достаточный уровень поступлений средств в состав резервов по ОПС и в ФГПН, который позволил бы покрывать за счет указанных источников возможные потери СПН застрахованных лиц при наступлении финансового кризиса, а также защитить интересы последних в случае банкротства НПФ, вызванного непрофессионализмом или недобросовестностью руководства или сотрудников самих НПФ либо их управляющих компаний.
При этом следует учитывать, что проектируемая двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая к тому же гарантирует застрахованному лицу номинал страховых взносов не только при установлении выплаты за счет СПН, но и при каждой смене страховщика по ОПС, оказывается относительно более дорогостоящей с точки зрения застрахованных лиц по сравнению с одноуровневой системой. Отчисления в состав резервов по ОПС и взносы в состав ФГПН будут уменьшать объем СПН каждого застрахованного лица. Такое уменьшение является платой за более высокую надежность накопительного компонента системы ОПС, которая будет обеспечена благодаря созданию системы гарантирования прав застрахованных лиц.
В этой связи при разработке законопроекта необходимо найти разумный компромисс между надежностью системы гарантирования (что предполагает формирование достаточно больших резервов по ОПС и ФГПН) и долгосрочной доходностью для застрахованных лиц (что предполагает ограничение размеров резервов по ОПС и ФГПН после достижения ими достаточного уровня). Необходимо также заложить предпосылки для возможности оперативного корректирования параметров системы гарантирования по мере накопления статистики ее функционирования и с учетом быстро меняющейся ситуации на финансовых рынках.
Гарантийными случаями согласно законопроекту являются:
1) недостаток СПН на счете застрахованного лица при переходе застрахованного лица от одного страховщика по ОПС к другому страховщику по ОПС;
2) недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, при отказе застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) и выборе другого направления использования указанных средств;
3) недостаток СПН на счете застрахованного лица на момент назначения ему НЧТП, срочной пенсионной выплаты (СПВ) или единовременной выплаты;
4) недостаточность средств выплатного резерва или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена СПВ, для осуществления выплаты соответственно НЧТП или СПВ;
5) недостаточность средств пенсионных накоплений для полного исполнения обязательств перед застрахованными лицами в случае аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) и передачи средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР);
6) недостаточность СПН в случае банкротства страховщика по ОПС, являющегося НПФ, и перевода застрахованных лиц в ПФР;
7) снижение резерва ПФР по ОПС до минимального размера, установленного Правительством Российской Федерации.
При наступлении гарантийного случая первоначальным источником покрытия недостатка СПН в соответствии с законопроектом является резерв по ОПС, затем, при его недостаточности, - имущество для осуществления уставной деятельности (далее - ИОУД) для страховщика, являющегося НПФ; при недостаточности имущества НПФ, приводящей к его банкротству, задействуется ФГПН.
Таким образом, обращение к ФГПН происходит лишь в крайнем случае, тогда как большая часть возникающих финансовых проблем решается на уровне страховщика по ОПС - НПФ или ПФР. В этой связи требования к объему ФГПН могут быть достаточно умеренными.
Что касается объема резервов по ОПС, то следует учитывать, что первым уровнем защиты от гарантийного случая при переходе застрахованного лица от одного страховщика по ОПС к другому страховщику по ОПС или при установлении ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений является инвестиционный доход, накопленный в течение благополучных лет инвестирования. При условии, что финансовые кризисы происходят не чаще 1 раза в 8-10 лет и приводят к падению инвестиционного портфеля не более чем на 20 - 25% и для ПФР - не более чем на 10 - 15% (такая гипотеза представляется реалистичной, поскольку инвестиционные портфели пенсионных накоплений должны включать преимущественно долговые финансовые инструменты), а средняя доходность инвестирования в благополучные годы составляет около 6% годовых (для ПФР - около 4%), для подавляющего большинства застрахованных лиц даже в кризис не будет происходить снижения средств пенсионных накоплений на их счетах ниже номинальной суммы уплаченных страховых взносов. Вместе с тем при более глубоких и (или) более частых кризисах наступление гарантийных случаев возможно.
В процессе дискуссий по законопроекту обсуждались различные источники формирования резервов по ОПС и ФГПН. По итогам указанных дискуссий представляется наиболее целесообразным определить в качестве основного источника формирования как резервов по ОПС у каждого страховщика по ОПС, так и ФГПН доход от инвестирования СПН. Вместе с тем необходимо предусмотреть и возможность в случае отсутствия такого дохода использовать для их формирования также отчисления из СПН застрахованных лиц.
В качестве дополнительных источников формирования резервов по ОПС предлагается определить: СПН, не полученные правопреемниками умерших застрахованных лиц; суммы пеней, штрафов и финансовых санкций, поступающие в ПФР в соответствии с законодательством (только для резерва ПФР); неучтенные (не разнесенные по счетам застрахованных лиц) средства страховых взносов и чистый финансовый результат от их временного размещения (только для резерва ПФР); доходы от инвестирования средств указанных фондов (резервов); целевые поступления.
В целях обеспечения возможности оперативного корректирования параметров системы гарантирования, в том числе размеров резервов по ОПС и ФГПН, предполагается установить на уровне закона только предельные значения ставок отчислений в резервы по ОПС и ставок гарантийных взносов на формирование ФГПН соответственно для НПФ и для ПФР, а также максимальные и минимальные значения размеров резервов по ОПС и максимальное значение размера ФГПН. При этом конкретные значения таких ставок, позволяющие обеспечить формирование указанных резервов и фонда в размерах, достаточных для обеспечения финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц, будут определяться и при необходимости корректироваться Центральным банком Российской Федерации.
Предполагается установить для НПФ и для ПФР дифференцированные тарифы ставок отчислений от пенсионных накоплений в резервы по ОПС и ставок гарантийных взносов на формирование ФГПН по следующим причинам. С одной стороны, в состав источников формирования резервов ПФР по ОПС входят неучтенные (не разнесенные по счетам застрахованных лиц) средства страховых взносов, а также суммы пеней, штрафов и финансовых санкций, поступающие в ПФР в соответствии с законодательством, что сразу существенно увеличивает объем располагаемых средств в резерве ПФР по ОПС, тогда как НПФ такими источниками формирования своих резервов по ОПС не располагают. С другой стороны, инвестиционная политика в отношении большей части средств пенсионных накоплений, формируемых в ПФР (средства "молчунов" в расширенном инвестиционном портфеле), является по определению более консервативной, чем инвестиционная политика по большинству инвестиционных портфелей НПФ, следовательно, она создает меньший уровень рисков, требующих покрытия за счет системы гарантирования.
В приложении к финансово-экономическому обоснованию приведены варианты формирования и использования резерва по ОПС в условном "среднем НПФ", варианты формирования и использования резерва ПФР по ОПС, варианты формирования и использования ФГПН при различных сценариях, отличающихся по периодичности и интенсивности кризисов на финансовых рынках.
При этом следует учитывать, что ряд важных предпосылок, используемых в расчетах, в настоящее время не может быть установлен с высокой степенью достоверности из-за отсутствия законодательной определенности по некоторым базовым параметрам функционирования обязательной накопительной пенсионной системы, в том числе по вопросу о возможности для застрахованных лиц, впервые выходящих на рынок труда после 2014 года, выбирать для себя ту или иную модель формирования пенсионных накоплений (в ПФР или в НПФ).
Рассмотренные сценарии позволяют сделать вывод, что ежегодные отчисления соответственно в резервы НПФ по ОПС в размере до 0,5% от стоимости пенсионных накоплений и в резерв ПФР по ОПС в размере до 0,25% от стоимости пенсионных накоплений, а также в ФГПН в размере 0,0125 - 0,025% от стоимости пенсионных накоплений с высокой вероятностью позволят обеспечить предусмотренные законопроектом гарантийные выплаты при большинстве возможных сценариев (даже при весьма консервативной оценке среднегодовой доходности от инвестирования в некризисные годы на уровне 6% для НПФ и 4% для ПФР).
Вступление в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Выполнение федеральными органами исполнительной власти функций, предусмотренных в рамках закона, будет осуществляться в пределах их полномочий по регулированию накопительного компонента пенсионной системы.
Приложение N 1
к финансово-экономическому обоснованию
Прогноз основных параметров системы гарантирования прав застрахованных лиц в различных сценариях
I. Сценарии, начальные условия и предположения
|
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Убыточность инвестирования СПН в НПФ в кризисные годы |
-20% |
-30% |
-20% |
Убыточность инвестирования СПН в ГУК в кризисные годы |
-10% |
-15% |
-10% |
Частота кризисов |
1 раз в 10 лет |
1 раз в 10 лет |
1 раз в 7 лет |
Кризисные годы |
2018, 2028 |
2018, 2028 |
2015, 2022, 2029 |
Прочие предположения |
Год |
Численность лиц, достигающих пенсионного возраста в текущем году, |
|
29,78 тыс. руб. |
2013 |
1,93 |
|
Темпы роста заработной платы в 2013 - 2030 годах (прогноз Минэкономразвития России) |
7 - 11% в разные годы |
2014 |
2,02 |
Начальная средняя сумма уплаченных страховых взносов в расчете на 1 застрахованное лицо (для лиц старше 1967 г.р. на начало 2014 года) |
5 тыс. руб. |
2015 |
2,04 |
Начальная средняя сумма уплаченных страховых взносов в расчете на 1 застрахованное лицо (для лиц 1967 г.р. и моложе на начало 2014 года) |
32 тыс. руб. |
2016 |
1,85 |
Начальная средняя сумма средств пенсионных накоплений в расчете на 1 застрахованное лицо (для лиц старше 1967 г.р. на начало 2014 года) |
8 тыс. руб. |
2017 |
1,80 |
Начальная средняя сумма средств пенсионных накоплений в расчете на 1 застрахованное лицо (для лиц 1967 г.р. и моложе на начало 2014 года) |
43,5 тыс. руб. |
2018 |
1,76 |
Ставка страховых взносов в систему ОПС для застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в НПФ или ЧУК |
6% |
2019 |
1,73 |
Ставка страховых взносов в систему ОПС для застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в ГУК ("молчунов") |
2% |
2020 |
1,71 |
Среднегодовая доходность инвестирования СПИ в НПФ (после вычета вознаграждения управляющих компаний и отчислений на формирование ИОУД НПФ) в некризисные годы |
6% |
2021 |
1,68 |
Среднегодовая доходность инвестирования СПН в ПФР (после вычета вознаграждения управляющих компаний) в некризисные годы |
4% |
2022 |
1,62 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв НПФ по ОПС в 2014 - 2020 годы, % от суммы инвестиционного дохода |
10 |
2023 |
1,58 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв ППФ по ОПС с 2021 года, % от суммы инвестиционного дохода |
5 |
2024 |
1,56 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв ПФР по ОПС в 2014 - 2020 годы, % от суммы инвестиционного дохода |
5 |
2023 |
1,58 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв ПФР по ОПС с 2021 года, % от суммы инвестиционного дохода |
2,5 |
2024 |
1,56 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв НПФ по ОПС в кризисные годы, % от СПН |
0,2 |
2025 |
1,58 |
Ставка ежегодных отчислений в резерв ПФР по ОПС в кризисные годы, % от СПН |
0,1 |
2026 |
1,60 |
Ставка ежегодных взносов в ФГПН для НПФ, % от суммы инвестиционного дохода |
0,5 |
2027 |
1,59 |
Ставка ежегодных взносов в ФГПН для ПФР, % от суммы инвестиционного дохода |
0,25 |
2028 |
1,61 |
Ставка ежегодных взносов в ФГПН для НПФ в кризисные годы, % от СПН |
0,025 |
2029 |
1,63 |
Ставка ежегодных взносов в ФГПН для ПФР в кризисные годы, % от СПН |
0,0125 |
2030 |
1,69 |
Доходность инвестирования средств резервов по ОПС и гарантийного фонда в некризисные годы |
4 |
|
|
Доходность инвестирования средств резервов по ОПС и гарантийного фонда в кризисные годы |
-2 |
|
|
Доля застрахованных лиц, покидающих НПФ ежегодно |
5 |
|
|
Пени, штрафы и финансовые санкции, поступающие в ПФР в связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов на НЧТП и включаемые в состав резерва ПФР по ОПС, % от суммы страховых взносов на НЧТП |
0,25 |
|
|
Сумма страховых взносов на НЧТП, не учтенная на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и включаемая в состав резерва ПФР по ОПС, % от суммы страховых взносов на НЧТП |
1 |
|
|
Источник: прогнозы Минэкономразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации, экспертные оценки.
II. Прогнозные параметры резерва по ОПС условного "среднего НПФ" в различных сценариях
Сценарий 1. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в НПФ - минус 20% (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в НПФ на начало года, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенс. возраста, на начало года, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих НПФ, млн. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млн. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих НПФ, на начало года, млн. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млн. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенс, возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млн. руб. |
Объем резерва по ОПС на начало года, млн. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва по ОПС в данном году), % |
2013 |
5122,9 |
18,0 |
222,2 |
25,0 |
308,6 |
240,2 |
93,4 |
0,0 |
0,0 |
38,9 |
2014 |
6645,1 |
42,6 |
294,0 |
59,5 |
399,1 |
336,6 |
122,0 |
30,7 |
9,1 |
45,4 |
2015 |
8467,4 |
74,9 |
379,5 |
105,2 |
509,7 |
454,4 |
160,5 |
71,8 |
15,8 |
51,1 |
2016 |
10651,8 |
111,0 |
478,4 |
154,3 |
640,6 |
589,4 |
205,5 |
125,5 |
21,3 |
56,2 |
2017 |
13263,0 |
157,8 |
593,3 |
218,2 |
795,7 |
751,0 |
262,9 |
194,4 |
25,9 |
60,9 |
2018 |
16362,3 |
216,8 |
726,8 |
299,8 |
979,2 |
943,6 |
335,4 |
270,1 |
28,6 |
64,2 |
2019 |
15736,9 |
290,1 |
880,9 |
315,6 |
939,2 |
1171,1 |
83,7 |
313,7 |
26,8 |
33,9 |
2020 |
19700,0 |
379,0 |
1056,6 |
426,0 |
1168,6 |
1435,6 |
159,1 |
420,6 |
29,3 |
40,4 |
2021 |
24318,3 |
485,2 |
1255,4 |
563,6 |
1439,2 |
1740,5 |
262,3 |
496,6 |
28,5 |
43,6 |
2022 |
29602,7 |
1284,7 |
1446,4 |
1 530,3 |
1713,8 |
2731,1 |
513,0 |
589,4 |
21,6 |
40,4 |
2023 |
35763,9 |
1511,3 |
1708,1 |
1 855,1 |
2086,6 |
3219,3 |
722,4 |
701,8 |
21,8 |
44,2 |
2024 |
42829,6 |
1754,2 |
1993,2 |
2 210,2 |
2505,8 |
3747,5 |
968,5 |
837,1 |
22,3 |
48,2 |
2025 |
50887,3 |
2032,3 |
2313,5 |
2 630,8 |
2988,7 |
4345,8 |
1273,7 |
999,1 |
23,0 |
52,3 |
2026 |
60044,6 |
2342,3 |
2671,5 |
3 112,0 |
3542,6 |
5013,8 |
1640,8 |
1191,7 |
23,8 |
56,5 |
2027 |
70415,3 |
2681,7 |
3070,5 |
3 647,3 |
4176,0 |
5752,2 |
2071,1 |
1419,5 |
24,7 |
60,7 |
2028 |
82164,2 |
3063,8 |
3533,7 |
4 270,6 |
4925,7 |
6597,5 |
2598,8 |
1602,4 |
24,3 |
63,7 |
2029 |
74005,4 |
3471,5 |
4028,2 |
3 832,7 |
4447,4 |
7499,8 |
780,3 |
1830,8 |
24,4 |
34,8 |
2030 |
87527,8 |
3920,7 |
4576,3 |
4 514,4 |
5269,3 |
8497,0 |
1286,7 |
2126,1 |
25,0 |
40,2 |
Сценарий 2. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в НПФ - минус 30% (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в фонде на начало года, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих НПФ, млн. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млн. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих НПФ, на начало года, млн. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млн. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млн. руб. |
Объем резерва по ОПС на начало года, млн. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва по ОПС в данном году), % |
2013 |
5122,9 |
18,0 |
222,2 |
25,0 |
308,6 |
240,2 |
93,4 |
0,0 |
0,0 |
38,9 |
2014 |
6645,1 |
42,6 |
294,0 |
59,5 |
399,1 |
336,6 |
122,0 |
30,7 |
9,1 |
45,4 |
2015 |
8467,4 |
74,9 |
379,5 |
105,2 |
509,7 |
454,4 |
160,5 |
71,8 |
15,8 |
51,1 |
2016 |
10651,8 |
111,0 |
478,4 |
154,3 |
640,6 |
589,4 |
205,5 |
125,5 |
21,3 |
56,2 |
2017 |
13263,0 |
157,8 |
593,3 |
218,2 |
795,7 |
751,0 |
262,9 |
194,4 |
25,9 |
60,9 |
2018 |
16362,3 |
216,8 |
726,8 |
299,8 |
979,2 |
943,6 |
335,4 |
270,1 |
28,6 |
64,2 |
2019 |
14100,7 |
290,1 |
880,9 |
281,4 |
838,4 |
1171,1 |
-51,2 |
313,7 |
26,8 |
22,4 |
2020 |
17965,6 |
379,0 |
1056,6 |
385,6 |
1059,4 |
1435,6 |
9,4 |
410,8 |
28,6 |
29,3 |
2021 |
22479,8 |
485,2 |
1255,4 |
516,3 |
1320,4 |
1740,5 |
96,2 |
481,1 |
27,6 |
33,2 |
2022 |
27653,9 |
1284,7 |
1446,4 |
1416,5 |
1587,5 |
2731,1 |
272,9 |
567,8 |
20,8 |
30,8 |
2023 |
33698,2 |
1511,3 |
1708,1 |
1730,8 |
1948,2 |
3219,3 |
459,7 |
673,5 |
20,9 |
35,2 |
2024 |
40640,0 |
1754,2 |
1993,2 |
2076,5 |
2355,1 |
3747,5 |
684,1 |
801,5 |
21,4 |
39,6 |
2025 |
48566,3 |
2032,3 |
2313,5 |
2485,5 |
2824,6 |
4345,8 |
964,2 |
955,5 |
22,0 |
44,2 |
2026 |
57584,3 |
2342,3 |
2671,5 |
2954,0 |
3363,9 |
5013,8 |
1304,1 |
1139,4 |
22,7 |
48,7 |
2027 |
67807,4 |
2681,7 |
3070,5 |
3477,3 |
3981,4 |
5752,2 |
1706,5 |
1357,8 |
23,6 |
53,3 |
2028 |
79399,8 |
3063,8 |
3533,7 |
4085,8 |
4712,5 |
6597,5 |
2200,9 |
1534,0 |
23,3 |
56,6 |
2029 |
63853,9 |
3471,5 |
4028,2 |
3262,9 |
3786,2 |
7499,8 |
-450,7 |
1754,2 |
23,4 |
17,4 |
2030 |
76767,2 |
3920,7 |
4576,3 |
3897,6 |
4549,3 |
8497,0 |
-50,2 |
2015,9 |
23,7 |
23,1 |
Сценарий 3. Кризис 1 раз в 7 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в НПФ - минус 20% (кризисные годы - 2015, 2022, 2029)
Год |
Общий объем СПН в фонде на начало года, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих НПФ, млн. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млн. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих НПФ, на начало года, млн. руб. |
Общий объем гарантируемых средств, на начало года, млн. руб. |
Разница между объемом СНН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млн. руб. |
Объем резерва по ОПС на начало года, млн. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва по ОПС в данном году), % |
2013 |
5122,9 |
18,0 |
222,2 |
25,0 |
308,6 |
240,2 |
93,4 |
0,0 |
0,0 |
38,9 |
2014 |
6645,1 |
42,6 |
294,0 |
59,5 |
399,1 |
336,6 |
122,0 |
30,7 |
9,1 |
45,4 |
2015 |
8467,4 |
74,9 |
379,5 |
105,2 |
509,7 |
454,4 |
160,5 |
71,8 |
15,8 |
51,1 |
2016 |
8450,2 |
111,0 |
478,4 |
121,6 |
507,5 |
589,4 |
39,6 |
87,3 |
14,8 |
21,5 |
2017 |
10929,3 |
157,8 |
593,3 |
177,4 |
651,4 |
751,0 |
77,7 |
141,5 |
18,8 |
29,2 |
2018 |
13888,7 |
216,8 |
726,8 |
250,1 |
822,7 |
943,6 |
129,2 |
212,7 |
22,5 |
36,2 |
2019 |
13758,0 |
290,1 |
880,9 |
342,9 |
1025,4 |
1171,1 |
197,2 |
304,6 |
26,0 |
42,8 |
2020 |
17602,3 |
379,0 |
1056,6 |
458,6 |
1262,1 |
1435,6 |
285,1 |
399,3 |
27,8 |
47,7 |
2021 |
22094,8 |
485,2 |
1255,4 |
600,5 |
1537,0 |
1740,5 |
397,0 |
468,1 |
26,9 |
49,7 |
2022 |
27245,8 |
1284,7 |
1446,4 |
1617,6 |
1813,1 |
2731,1 |
699,6 |
591,3 |
21,7 |
47,3 |
2023 |
26181,7 |
1511,3 |
1708,1 |
1520,8 |
1712,3 |
3219,3 |
13,7 |
667,3 |
20,7 |
21,2 |
2024 |
32672,5 |
1754,2 |
1993,2 |
1845,0 |
2092,8 |
3747,5 |
190,3 |
772,5 |
20,6 |
25,7 |
2025 |
40120,7 |
2032,3 |
2313,5 |
2228,1 |
2532,5 |
4345,8 |
414,7 |
901,5 |
20,7 |
30,3 |
2026 |
48632,0 |
2342,3 |
2671,5 |
2667,3 |
3038,0 |
5013,8 |
691,5 |
1057,9 |
21,1 |
34,9 |
2027 |
58318,0 |
2681,7 |
3070,5 |
3159,2 |
3617,1 |
5752,2 |
1024,1 |
1246,1 |
21,7 |
39,5 |
2028 |
69341,0 |
3063,8 |
3533,7 |
3730,2 |
4302,4 |
6597,5 |
1435,1 |
1470,9 |
22,3 |
44,0 |
2029 |
63746,8 |
3471,5 |
4028,2 |
4360,3 |
5059,5 |
7499,8 |
1920,1 |
1649,5 |
22,0 |
47,6 |
2030 |
60079,6 |
3920,7 |
4576,3 |
3937,8 |
4596,3 |
8497,0 |
37,1 |
1835,6 |
21,6 |
22,0 |
III. Прогнозные параметры резерва ПФР по ОПС в различных сценариях
Сценарий 1. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в ПФР - минус 10% (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в ПФР на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих ПФР, на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем резерва ПФР по ОПС на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва ПФР по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва ПФР по ОПС в данном году), % |
2013 |
1 677,0 |
2,1 |
81,4 |
2,8 |
108,5 |
83,5 |
27,8 |
0,0 |
0,0 |
33,3 |
2014 |
1 629,3 |
6,5 |
80,6 |
9,1 |
108,3 |
87,1 |
30,3 |
5,7 |
6,6 |
41,3 |
2015 |
1 673,6 |
11,0 |
82,6 |
16,0 |
111,8 |
93,6 |
34,1 |
12,2 |
13,0 |
49,4 |
2016 |
1 849,4 |
12,7 |
91,2 |
18,8 |
124,2 |
104,0 |
39,0 |
19,4 |
18,7 |
56,2 |
2017 |
2 048,4 |
16,3 |
98,3 |
24,0 |
134,6 |
114,5 |
44,1 |
27,8 |
24,3 |
62,8 |
2018 |
2 276,2 |
19,5 |
108,4 |
28,9 |
149,4 |
127,9 |
50,4 |
36,0 |
28,1 |
67,5 |
2019 |
2 215,2 |
23,3 |
119,6 |
30,3 |
145,2 |
142,8 |
32,7 |
44,9 |
31,4 |
54,3 |
2020 |
2 497,1 |
27,8 |
131,5 |
36,6 |
162,3 |
159,3 |
39,6 |
57,0 |
35,8 |
60,6 |
2021 |
2 814,3 |
33,7 |
144,3 |
44,9 |
180,8 |
178,0 |
47,8 |
70,9 |
39,8 |
66,7 |
2022 |
3 171,3 |
151,3 |
152,3 |
195,5 |
193,8 |
303,6 |
85,7 |
86,8 |
28,6 |
56,8 |
2023 |
3 572,2 |
168,9 |
169,5 |
221,3 |
218,8 |
338,4 |
101,7 |
104,9 |
31,0 |
61,0 |
2024 |
4 066,0 |
185,0 |
184,8 |
243,8 |
241,9 |
369,8 |
115,9 |
125,6 |
34,0 |
65,3 |
2025 |
4 597,8 |
201,9 |
201,3 |
269,7 |
266,9 |
403,3 |
133,4 |
148,8 |
36,9 |
70,0 |
2026 |
5 168,7 |
220,0 |
218,7 |
297,6 |
293,8 |
438,7 |
152,6 |
174,7 |
39,8 |
74,6 |
2027 |
5 779,9 |
235,6 |
237,1 |
320,4 |
322,4 |
472,7 |
170,1 |
203,5 |
43,1 |
79,1 |
2028 |
6 432,2 |
255,7 |
261,2 |
352,1 |
359,7 |
517,0 |
194,8 |
223,3 |
43,2 |
80,9 |
2029 |
6 227,5 |
276,9 |
281,7 |
337,5 |
343,4 |
558,7 |
122,3 |
251,7 |
45,1 |
66,9 |
2030 |
6 945,9 |
299,3 |
303,2 |
372,3 |
377,3 |
602,5 |
147,1 |
288,2 |
47,8 |
72,2 |
Сценарий 2. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в ПФР - минус 15% (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в ПФР на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих ПФР, на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем резерва ПФР по ОПС на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва ПФР по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва ПФР по ОПС в данном году), % |
2013 |
1677,0 |
2,1 |
81,4 |
2,8 |
108,5 |
83,5 |
27,8 |
0,0 |
0,0 |
33,3 |
2014 |
1629,3 |
6,5 |
80,6 |
9,1 |
108,3 |
87,1 |
30,3 |
5,7 |
6,6 |
41,3 |
2015 |
1673,6 |
11,0 |
82,6 |
16,0 |
111,8 |
93,6 |
34,1 |
12,2 |
13,0 |
49,4 |
2016 |
1849,4 |
12,7 |
91,2 |
18,8 |
124,2 |
104,0 |
39,0 |
19,4 |
18,7 |
56,2 |
2017 |
2048,4 |
16,3 |
98,3 |
24,0 |
134,6 |
114,5 |
44,1 |
27,8 |
24,3 |
62,8 |
2018 |
2276,2 |
19,5 |
108,4 |
28,9 |
149,4 |
127,9 |
50,4 |
36,0 |
28,1 |
67,5 |
2019 |
2101,4 |
23,3 |
119,6 |
28,8 |
137,8 |
142,8 |
23,8 |
44,9 |
31,4 |
48,1 |
2020 |
2380,6 |
27,8 |
131,5 |
34,8 |
154,7 |
159,3 |
30,2 |
56,8 |
35,6 |
54,6 |
2021 |
2694,9 |
33,7 |
144,3 |
42,9 |
173,1 |
178,0 |
38,0 |
70,4 |
39,6 |
60,9 |
2022 |
3049,2 |
151,3 |
152,3 |
187,6 |
186,2 |
303,6 |
70,1 |
86,1 |
28,3 |
51,4 |
2023 |
3447,2 |
168,9 |
169,5 |
213,0 |
210,8 |
338,4 |
85,4 |
103,9 |
30,7 |
55,9 |
2024 |
3938,1 |
185,0 |
184,8 |
235,4 |
233,7 |
369,8 |
99,3 |
124,3 |
33,6 |
60,5 |
2025 |
4466,9 |
201,9 |
201,3 |
261,1 |
258,5 |
403,3 |
116,4 |
147,3 |
36,5 |
65,4 |
2026 |
5034,9 |
220,0 |
218,7 |
288,7 |
285,2 |
438,7 |
135,1 |
172,9 |
39,4 |
70,2 |
2027 |
5643,1 |
235,6 |
237,1 |
311,6 |
313,6 |
472,7 |
152,5 |
201,4 |
42,6 |
74,9 |
2028 |
6292,4 |
255,7 |
261,2 |
343,1 |
350,5 |
517,0 |
176,6 |
220,9 |
42,7 |
76,9 |
2029 |
5789,6 |
276,9 |
281,7 |
312,5 |
317,9 |
558,7 |
71,7 |
249,2 |
44,6 |
57,4 |
2030 |
6497,6 |
299,3 |
303,2 |
346,6 |
351,1 |
602,5 |
95,2 |
284,7 |
47,3 |
63,1 |
Сценарий 3. Кризис 1 раз в 7 лет, средняя убыточность инвестирования СПН в ПФР - минус 10% (кризисные годы - 2015, 2022, 2029)
Год |
Общий объем СПН в ПФР на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млн. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР, млрд. руб. |
Объем СПП лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПП лиц, покидающих ПФР, на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих фонд, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем резерва ПФР по ОПС на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет резерва ПФР по ОПС, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием резерва ПФР по ОПС в данном году), % |
2013 |
1677,0 |
2,1 |
81,4 |
2,8 |
108,5 |
83,5 |
27,8 |
0,0 |
0,0 |
33,3 |
2014 |
1629,3 |
6,5 |
80,6 |
9,1 |
108,3 |
87,1 |
30,3 |
5,7 |
6,6 |
41,3 |
2015 |
1673,6 |
11,0 |
82,6 |
16,0 |
111,8 |
93,6 |
34,1 |
12,2 |
13,0 |
49,4 |
2016 |
1615,1 |
12,7 |
91,2 |
18,8 |
124,2 |
104,0 |
39,0 |
19,4 |
18,7 |
56,2 |
2017 |
1804,7 |
16,3 |
98,3 |
24,0 |
134,6 |
114,5 |
44,1 |
27,4 |
23,9 |
62,4 |
2018 |
2022,8 |
19,5 |
108,4 |
28,9 |
149,4 |
127,9 |
50,4 |
35,0 |
27,4 |
66,8 |
2019 |
2270,3 |
23,3 |
119,6 |
30,3 |
145,2 |
142,8 |
32,7 |
43,6 |
30,6 |
53,5 |
2020 |
2554,4 |
27,8 |
131,5 |
36,6 |
162,3 |
159,3 |
39,6 |
55,8 |
35,0 |
59,9 |
2021 |
2873,9 |
33,7 |
144,3 |
44,9 |
180,8 |
178,0 |
47,8 |
69,8 |
39,2 |
66,0 |
2022 |
3233,3 |
151,3 |
152,3 |
195,5 |
193,8 |
303,6 |
85,7 |
85,7 |
28,2 |
56,5 |
2023 |
3184,0 |
168,9 |
169,5 |
221,3 |
218,8 |
338,4 |
101,7 |
103,9 |
30,7 |
60,8 |
2024 |
3662,3 |
185,0 |
184,8 |
243,8 |
241,9 |
369,8 |
115,9 |
123,8 |
33,5 |
64,8 |
2025 |
4177,9 |
201,9 |
201,3 |
269,7 |
266,9 |
403,3 |
133,4 |
146,2 |
36,2 |
69,3 |
2026 |
4732,1 |
220,0 |
218,7 |
297,6 |
293,8 |
438,7 |
152,6 |
171,1 |
39,0 |
73,8 |
2027 |
5325,8 |
235,6 |
237,1 |
320,4 |
322,4 |
472,7 |
170,1 |
198,9 |
42,1 |
78,1 |
2028 |
5959,9 |
255,7 |
261,2 |
352,1 |
359,7 |
517,0 |
194,8 |
217,8 |
42,1 |
79,8 |
2029 |
6636,9 |
276,9 |
281,7 |
337,5 |
343,4 |
558,7 |
122,3 |
245,6 |
44,0 |
65,8 |
2030 |
6442,5 |
299,3 |
303,2 |
372,3 |
377,3 |
602,5 |
147,1 |
282,6 |
46,9 |
71,3 |
IV. Прогнозные параметры фонда гарантирования пенсионных накоплений в различных сценариях
Сценарий 1. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПИ - минус 20% в НПФ и минус 10% в ПФР (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в ПФР и НПФ на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР или НПФ, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих ПФР или НПФ на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих ПФР или НПФ, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем ФГПН на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет ФГПН, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием ФГПН в данном году), % |
2013 |
2343,0 |
4,4 |
110,3 |
6,1 |
148,6 |
114,7 |
40,0 |
0,00 |
0,00 |
34,8 |
2014 |
2493,2 |
12,0 |
118,9 |
16,8 |
160,2 |
130,9 |
46,1 |
0,37 |
0,28 |
35,5 |
2015 |
2774,4 |
20,7 |
132,0 |
29,6 |
178,0 |
152,7 |
54,9 |
0,42 |
0,28 |
36,3 |
2016 |
3234,2 |
27,2 |
153,4 |
38,8 |
207,5 |
180,6 |
65,7 |
0,51 |
0,28 |
36,7 |
2017 |
3772,6 |
36,8 |
175,4 |
52,4 |
238,1 |
212,2 |
78,3 |
0,62 |
0,29 |
37,2 |
2018 |
4403,3 |
47,6 |
202,9 |
67,9 |
276,7 |
250,6 |
94,0 |
0,75 |
0,30 |
37,8 |
2019 |
4261,0 |
61,0 |
234,1 |
71,4 |
267,3 |
295,1 |
43,6 |
0,65 |
0,22 |
15,0 |
2020 |
5058,1 |
77,0 |
268,9 |
92,0 |
314,2 |
345,9 |
60,3 |
0,86 |
0,25 |
17,7 |
2021 |
5975,6 |
96,8 |
307,4 |
118,2 |
367,9 |
404,2 |
81,9 |
1,05 |
0,26 |
20,5 |
2022 |
7019,7 |
318,3 |
340,4 |
394,4 |
416,6 |
658,7 |
152,4 |
1,23 |
0,19 |
23,3 |
2023 |
8221,5 |
365,4 |
391,5 |
462,5 |
490,0 |
756,9 |
195,6 |
1,52 |
0,20 |
26,0 |
2024 |
9633,8 |
413,0 |
444,0 |
531,2 |
567,6 |
857,0 |
241,8 |
1,81 |
0,21 |
28,4 |
2025 |
11213,1 |
466,1 |
502,1 |
611,7 |
655,5 |
968,2 |
299,0 |
2,15 |
0,22 |
31,1 |
2026 |
12974,5 |
524,5 |
566,0 |
702,1 |
754,3 |
1090,5 |
365,9 |
2,53 |
0,23 |
33,8 |
2027 |
14933,9 |
584,2 |
636,2 |
794,5 |
865,3 |
1220,4 |
439,4 |
2,96 |
0,24 |
36,2 |
2028 |
17113,6 |
654,0 |
720,6 |
907,3 |
1000,0 |
1374,6 |
532,7 |
3,44 |
0,25 |
39,0 |
2029 |
15848,2 |
728,2 |
805,4 |
835,8 |
921,6 |
1533,7 |
223,7 |
1,84 |
0,12 |
14,7 |
2030 |
18324,6 |
809,0 |
898,1 |
959,2 |
1062,3 |
1707,1 |
314,4 |
3,58 |
0,21 |
18,6 |
Сценарий 2. Кризис 1 раз в 10 лет, средняя убыточность инвестирования СПН - минус 30% в НПФ и минус 15% в ПФР (кризисные годы - 2018, 2028)
Год |
Общий объем СПН в ПФР и НПФ на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР или НПФ, млрд. руб. |
Объем СПП лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих НФР или НПФ, на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПП лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих ПФР или ППФ, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем ФГПН на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет ФГПН, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием ФГПН в данном году), % |
2013 |
2343,0 |
4,4 |
110,3 |
6,1 |
148,6 |
114,7 |
40,0 |
0,00 |
0,00 |
34,8 |
2014 |
2493,2 |
12,0 |
118,9 |
16,8 |
160,2 |
130,9 |
46,1 |
0,37 |
0,28 |
35,5 |
2015 |
2774,4 |
20,7 |
132,0 |
29,6 |
178,0 |
152,7 |
54,9 |
0,42 |
0,28 |
36,3 |
2016 |
3234,2 |
27,2 |
153,4 |
38,8 |
207,5 |
180,6 |
65,7 |
0,51 |
0,28 |
36,7 |
2017 |
3772,6 |
36,8 |
175,4 |
52,4 |
238,1 |
212,2 |
78,3 |
0,62 |
0,29 |
37,2 |
2018 |
4403,3 |
47,6 |
202,9 |
67,9 |
276,7 |
250,6 |
94,0 |
0,75 |
0,30 |
37,8 |
2019 |
3934,5 |
61,0 |
234,1 |
65,3 |
246,8 |
295,1 |
17,1 |
0,65 |
0,22 |
6,0 |
2020 |
4716,1 |
77,0 |
268,9 |
84,9 |
292,4 |
345,9 |
31,5 |
0,78 |
0,23 |
9,3 |
2021 |
5617,3 |
96,8 |
307,4 |
110,0 |
344,7 |
404,2 |
50,5 |
0,97 |
0,24 |
12,7 |
2022 |
6644,2 |
318,3 |
340,4 |
371,7 |
392,6 |
658,7 |
105,6 |
1,15 |
0,17 |
16,2 |
2023 |
7827,9 |
365,4 |
391,5 |
438,0 |
464,0 |
756,9 |
145,2 |
1,43 |
0,19 |
19,4 |
2024 |
9221,2 |
413,0 |
444,0 |
505,4 |
539,8 |
857,0 |
188,3 |
1,71 |
0,20 |
22,2 |
2025 |
10780,5 |
466,1 |
502,1 |
584,2 |
625,7 |
968,2 |
241,7 |
2,05 |
0,21 |
25,2 |
2026 |
12520,9 |
524,5 |
566,0 |
672,7 |
722,5 |
1090,5 |
304,7 |
2,42 |
0,22 |
28,2 |
2027 |
14458,1 |
584,2 |
636,2 |
763,7 |
831,1 |
1220,4 |
374,4 |
2,84 |
0,23 |
30,9 |
2028 |
16614,3 |
654,0 |
720,6 |
874,3 |
963,1 |
1374,6 |
462,7 |
3,32 |
0,24 |
33,9 |
2029 |
14090,6 |
728,2 |
805,4 |
736,7 |
810,1 |
1533,7 |
13,2 |
1,73 |
0,11 |
1,0 |
2030 |
16477,3 |
809,0 |
898,1 |
853,2 |
942,5 |
1707,1 |
88,7 |
3,14 |
0,18 |
5,4 |
Сценарий 3. Кризис 1 раз в 7 лет, средняя убыточность инвестирования СПН - минус 20% в НПФ и минус 10% в ПФР (кризисные годы - 2015, 2022, 2029)
Год |
Общий объем СПН в ПФР и НПФ на начало года, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, достигающих пенсионного возраста, млрд. руб. |
Объем гарантируемых средств лиц, покидающих ПФР или НПФ, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, достигающих пенсионного возраста, на начало года, млрд. руб. |
Объем СПН лиц, покидающих ПФР или НПФ, на начало года, млрд. руб. |
Общий объем гарантируемых средств на начало года, млрд. руб. |
Разница между объемом СПН лиц, достигающих пенсионного возраста либо покидающих ПФР или НПФ, и объемом их гарантируемых средств, млрд. руб. |
Объем ФГПН на начало года, млрд. руб. |
Покрытие гарантируемых средств за счет ФГПН, % |
Максимально допустимая глубина падения рынка (с полным использованием ФГПН в данном году), % |
2013 |
2343,0 |
4,4 |
110,3 |
6,1 |
148,6 |
114,7 |
40,0 |
0,00 |
0,00 |
34,8 |
2014 |
2493,2 |
12,0 |
118,9 |
16,8 |
160,2 |
130,9 |
46,1 |
0,37 |
0,28 |
35,5 |
2015 |
2774,4 |
20,7 |
132,0 |
29,6 |
178,0 |
152,7 |
54,9 |
0,42 |
0,28 |
36,3 |
2016 |
2713,7 |
27,2 |
153,4 |
34,6 |
190,2 |
180,6 |
44,1 |
0,64 |
0,35 |
24,8 |
2017 |
3225,5 |
36,8 |
175,4 |
47,1 |
219,3 |
212,2 |
54,2 |
0,52 |
0,24 |
25,8 |
2018 |
3828,3 |
47,6 |
202,9 |
61,4 |
256,3 |
250,6 |
67,2 |
0,63 |
0,25 |
27,1 |
2019 |
4058,9 |
61,0 |
234,1 |
74,9 |
278,5 |
295,1 |
58,4 |
0,77 |
0,26 |
20,0 |
2020 |
4842,8 |
77,0 |
268,9 |
96,2 |
326,3 |
345,9 |
76,7 |
0,79 |
0,23 |
22,4 |
2021 |
5746,2 |
96,8 |
307,4 |
123,0 |
380,6 |
404,2 |
99,4 |
0,97 |
0,24 |
24,8 |
2022 |
6775,3 |
318,3 |
340,4 |
405,8 |
429,5 |
658,7 |
176,6 |
1,15 |
0,17 |
27,0 |
2023 |
6587,6 |
365,4 |
391,5 |
419,0 |
441,3 |
756,9 |
103,5 |
1,78 |
0,23 |
13,9 |
2024 |
7909,7 |
413,0 |
444,0 |
483,7 |
513,9 |
857,0 |
140,6 |
1,41 |
0,16 |
16,6 |
2025 |
9393,6 |
466,1 |
502,1 |
559,4 |
596,2 |
968,2 |
187,3 |
1,69 |
0,17 |
19,5 |
2026 |
11054,2 |
524,5 |
566,0 |
644,3 |
688,7 |
1090,5 |
242,5 |
2,05 |
0,19 |
22,4 |
2027 |
12907,1 |
584,2 |
636,2 |
731,1 |
792,6 |
1220,4 |
303,2 |
2,45 |
0,20 |
25,0 |
2028 |
14974,3 |
654,0 |
720,6 |
837,1 |
919,0 |
1374,6 |
381,4 |
2,90 |
0,21 |
28,0 |
2029 |
14923,9 |
728,2 |
805,4 |
904,4 |
1001,1 |
1533,7 |
371,9 |
3,30 |
0,22 |
24,5 |
2030 |
14252,8 |
809,0 |
898,1 |
884,2 |
974,8 |
1707,1 |
151,9 |
4,07 |
0,24 |
9,1 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Принятие и реализация Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" потребуют внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
5. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
10. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
11. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
12. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Перечень
нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Принятие Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации:
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правового акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти - головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов достаточности средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии и достаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, для осуществления выплаты срочной пенсионной выплаты" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 3 статьи 6 законопроекта в связи с необходимостью определения гарантийного случая при осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплении, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России при участии Центрального банка Российской Федерации |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке и сроках восполнения негосударственным пенсионным фондом выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 5 статьи 9 законопроекта в связи с необходимостью исполнения страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являющимся негосударственным пенсионным фондом, обязанности восполнения выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, при наступлении гарантийного случая при осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России при участии Центрального банка Российской Федерации |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и сроков восполнения Пенсионным фондом Российской Федерации выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 6 статьи 9 законопроекта в связи с необходимостью исполнения страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являющимся Пенсионным фондом Российской Федерации, обязанности восполнения выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, при наступлении гарантийного случая при осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России при участии Центрального банка Российской Федерации |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении предельного уровня расходов, связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 2 статьи 24 законопроекта в целях установления предельного уровня расходов государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", связанных с обеспечением функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Минфин России Минтруд России Минэкономразвития России при участии Центрального банка Российской Федерации |
5. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении порядка и формы формирования реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 8 статьи 7 законопроекта в связи с необходимостью исполнения страховщиком по обязательному пенсионному страхованию обязанности по ведению учета своих обязательств перед застрахованными лицами |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации |
6. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении порядка участия работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"в проверках Центральным банком Российской Федерации негосударственных пенсионных фондов" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 5 статьи 13 законопроекта в связи с необходимостью реализации права государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обращаться в Центральный банк Российской Федерации с предложением о проведении проверки негосударственного пенсионного фонда Центральным банком Российской Федерации |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" |
7. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении размера ставки гарантийных взносов, уплачиваемых в фонд гарантирования пенсионных накоплений системы гарантирования прав застрахованных лиц, порядка и сроков уплаты таких взносов" (разработка) |
Разрабатывается в соответствии с частью 7 статьи 21 законопроекта в связи с необходимостью исполнения обязанности страховщиков по обязательному пенсионному страхованию по уплате гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений системы гарантирования прав застрахованных лиц |
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации |
8. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении состава показателей деятельности негосударственного пенсионного фонда, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним для целей участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц" |
Разрабатывается в соответствии с частью 3 статьи 27 законопроекта в связи с необходимостью оценки Центральным банком Российской Федерации деятельности негосударственных пенсионных фондов для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц |
В течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации |
9. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении порядка рассмотрения Банком России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, повторного ходатайства и заявления негосударственного пенсионного фонда об обжаловании отрицательного заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц" |
Разрабатывается в соответствии с частью 11 статьи 28 законопроекта в связи с необходимостью проведения оценки Центральным банком Российской Федерации деятельности негосударственных пенсионных фондов для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц |
В течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации |
10. |
Нормативный акт Центрального банка Российской Федерации "Об утверждении порядка передачи негосударственным пенсионным фондом, отказавшимся от участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц и (или) в отношении которого Банком России вынесено отрицательное заключение о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации" |
Разрабатывается в соответствии с частью 6 статьи 29 законопроекта в связи с необходимостью исполнения обязанности негосударственных пенсионных фондов по передаче средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации |
В течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" |
Центральный банк Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.