Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 168387-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения составов административных правонарушений за нарушение требований санитарной безопасности и пожарной безопасности в лесах",
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за "пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств в период действия ограничения на такие действия, введенного в целях обеспечения санитарной или пожарной безопасности в лесах", "проведение в лесах определенных видов работ в период действия ограничения на такие действия, введенного в целях обеспечения санитарной или пожарной безопасности в лесах", путем внесения соответствующих изменений в статьи 8.31 и 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в предложенной редакции проекта федерального закона предлагается установить административную ответственность за разведение костров в лесах в нарушение правил пожарной безопасности, путем выделения его в самостоятельный состав (п. 4 ст. 8.32).
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
Установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не означает нарушение только лишь Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Правила пожарной безопасности в лесах включают в себя не только те требования к мерам пожарной безопасности, которые закреплены непосредственно в Правилах, но и те, которые закреплены федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми во исполнение требований Лесного кодекса (ч. 5 и 6 статьи 11). Следовательно, предлагаемое законопроектом дополнение новыми составами административных правонарушений статьи 8.32 Кодекса представляется избыточным, поскольку соответствующие правонарушения поглощаются предусмотренным данной статьей общим составом о нарушении правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 Кодекса). Аналогичная ответственность установлена и за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.31 Кодекса).
Кроме того, проектом федерального закона предлагается за совершение правонарушений, предусмотренных новыми частью 5 статьи 8.31 и частью 7 статьи 8.32 Кодекса, установить административную ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения штрафных санкций в размере ста тысяч рублей. Проектируемые изменения не согласуются с Общими положениями Кодекса, поскольку согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса указанные лица несут административную ответственность как должностные лица, если не предусмотрено иное. В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса размер штрафа, налагаемый на должностных лиц, не может превышать пятидесяти тысяч рублей.
Предлагаемые проектом изменения, предусмотренные проектной частью 5 статьи 8.31 Кодекса, в части изменения санкций для граждан, должностных лиц, юридических лиц, представляются недопустимыми без соразмерного усиления ответственности по смежным составам административных правонарушений, предусмотренных данной статьей. В свою очередь, учитывая виды и размеры наказаний, установленных за совершение указанных правонарушений действующими положениями Кодекса, Комитет полагает, что наиболее эффективной мерой борьбы с правонарушениями в сфере охраны лесных ресурсов является не усиление административной ответственности за их совершение, а совершенствование системы государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "1" октября 2013 года.
Первый заместитель |
В.И. Лысаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.