Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364004-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) предусмотрено перераспределение тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе.
В соответствии с указанным федеральным законом начиная с 1 января 2014 г. за указанную категорию застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации, и ни разу не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или переходом в негосударственный пенсионный фонд, будет отчисляться 2,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.
При этом за застрахованными лицами, которые до 31 декабря 2013 г. обратились или обратятся с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд или о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, сохраняется право на накопительную часть трудовой пенсии в полном объеме - 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Кроме того, застрахованные лица, которые уже воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, выбирая один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании, вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения и направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения отдельных положений Федерального закона N 243-ФЗ. В связи с тем, что некоторые положения Федерального закона N 243-ФЗ вступают в силу с 1 января 2014 г., законопроектом вносятся изменения в не вступившие в силу в настоящее время статьи указанного федерального закона.
Законопроект вносит изменения и дополнения в Федеральные законы:
от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Законопроект предусматривает:
- продление срока (до 31 декабря 2015 г.) выбора застрахованными лицами осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии либо, отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии, направлять на финансирование страховой части трудовой пенсии в полном объеме индивидуальную часть тарифа страхового взноса;
- предоставление застрахованным лицам, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, права выбора варианта осуществления пенсионного обеспечения, а именно: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии либо, отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии, направлять на финансирование страховой части трудовой пенсии в полном объеме индивидуальную часть тарифа страхового взноса;
- изменение порядка уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (по общему тарифу без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии за каждое застрахованное лицо).
Законопроект устанавливает обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации распределять страховые взносы, поступающие по обязательному пенсионному страхованию, на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процентов на финансирование накопительной части трудовой пенсии), определять порядок распределения указанных денежных средств, а также уточняет размеры тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с которыми страхователи должны производить уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 января 2014 г.
На основании поступивших страховых вносов на обязательное пенсионное страхование по общему тарифу, определяемому для каждого страхователя - плательщика страховых взносов, и исходя из имеющихся в информационной базе данных персонифицированного учета сведений о выборе каждым застрахованным лицом осуществления своего пенсионного обеспечения, Пенсионный фонд Российской Федерации самостоятельно определяет поступившие за отчетный период страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
С учетом сведений персонифицированного учета о выплатах и иных вознаграждениях в пользу каждого застрахованного лица в его индивидуальном лицевом счете отражаются:
- данные о начисленных страховых взносах на страховую часть трудовой пенсии;
- застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии определяется расчетным путем с учетом выбора застрахованного лица тарифа на накопительную часть трудовой пенсии (0,0 или 6,0 процента), соответственно исходя из 16 или 10 процентных пункта тарифа (подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ);
- данные об уплаченных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии (с учетом выбора застрахованного лица тарифа на накопительную часть трудовой пенсии (0,0 или 6,0 процента)).
Законопроектом устанавливается зависимость распределения Пенсионным фондом Российской Федерации страховых взносов, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии от выбранного застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения, а также от того, соответствуют ли выбранные застрахованными лицами финансовые институты (негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, в том числе государственные управляющие компании) установленным законодательством требованиям. В частности, предусматривается, что направление в 2014 году 6% от индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также учет на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов, обуславливается:
1) по застрахованным лицам, выбравшим переход в негосударственный пенсионный фонд:
- включением негосударственного пенсионного фонда в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";
- соответствием негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" к негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование,
2) по застрахованным лицам, выбравшим переход в государственную управляющую компанию либо частную управляющую компанию:
- соответствие управляющих компаний требованиям п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", а именно - дополнительным требованиям, установленным Банком России.
В случае несоответствия выбранных застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда либо управляющих компаний вышеперечисленным требованиям, направление в 2014 году индивидуальной части тарифа страховых взносов осуществляется в полном объеме на финансирование страховой части пенсии с одновременным учетом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов.
В целях совершенствования управления пенсионными накоплениями и обеспечения сохранности указанных средств в 2014 году законопроектом установлены переходные положения, предусматривающие, что суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в 2013 году в Пенсионный фонд Российской Федерации, но не переданные в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, чистый финансовый результат, который получен Пенсионным фондом Российской Федерации от их временного размещения, в 2014 году не передаются в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды и инвестируются Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Реализация данного Федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом переходных положений законопроекта, предусматривающих, что в целях совершенствования управления пенсионными накоплениями и обеспечения сохранности указанных средств в 2014 году, суммы страховых взносов в зависимости от соответствия выбранных застрахованными лицами финансовых институтов требованиям законодательства направляются Пенсионным фондом Российской Федерации на финансирование накопительной (при соответствии негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), государственной управляющей компании, управляющих компаний указанным требованиям), либо страховой частей трудовой пенсии (при несоответствии НПФ, государственной управляющей компании управляющих компаний данным требования), а также с учетом того, что выполнение со стороны финансовых институтов (НПФ, государственной управляющей компанией, управляющими компаниями) указанных требований к НПФ (о вхождении в систему гарантирования средств пенсионных накоплений) и к государственной управляющей компании, управляющим компаниям (дополнительные требования Банка России, определяемые в соответствии с законодательством) предполагается не ранее 1 января 2015 г., реализация законопроекта приведет к тому, что в 2014 году индивидуальная часть тарифа страховых взносов будет направлена в полном объеме на финансирование страховой части пенсии с одновременным учетом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов, и составит 243,9 миллиардов рублей, которые будут отражены как доходы Пенсионного фонда Российской Федерации с уменьшением на данную сумму трансфертов федерального бюджета на сбалансированность бюджета ПФР с указанием этих сумм в качестве резерва.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации".
2. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
3. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 55н "Об утверждении порядка расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании".
4. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 127н "Об утверждении формы извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и о внесении изменений и признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации".
5. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 505н "Об утверждении формы извещения застрахованного лица о состоянии пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений".
6. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
7. Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения".
8. Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации Приказ от 28 декабря 2012 г. N 638н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств".
Принятие законопроекта потребует признания утратившим силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов" и принятия нового нормативного правового акта в целях реализации статей 26, 27, 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.