Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 361766-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) сложившееся к настоящему времени законодательное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее также - НПФ) как некоммерческих организаций предложено дополнить предоставлением правовой возможности создания новых НПФ в форме акционерных обществ, а также правовой возможности преобразования действующих НПФ в форме некоммерческих организаций в акционерные НПФ.
Законопроектом предложено с 1 января 2014 г. - дня вступления его в силу, установить запрет на создание новых НПФ в форме некоммерческих организаций, ограничить возможность реорганизации действующих некоммерческих НПФ только путем слияния или присоединения, а с 1 июля 2014 г. только путем преобразования в акционерные НПФ; также установить срок, до которого НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, которым Банком России выданы согласования на проведение реорганизации НПФ в форме разделения или выделения, должны завершить реорганизацию.
Основной идеей, положенной в основу законопроекта, является сохранение в отношении НПФ в форме акционерных обществ, всех установленных законодательством требований к деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Предлагаемые изменения затрагивают организационно-правовую форму НПФ и определяют ряд особенностей правового статуса и деятельности НПФ в форме акционерных обществ по сравнению с НПФ в форме унитарных некоммерческих организаций.
Основной массив изменений в связи с созданием правовых возможностей акционирования НПФ предложено внести в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Также законопроектом предложено внести изменения:
а) в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" путем дополнения статьи 7 положением, предусматривающим особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НПФ устанавливаются иными федеральными законами;
б) в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем дополнения статьи 1 положением, определяющим особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, осуществляющих деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхования устанавливаются иными федеральными законами;
в) в Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" путем дополнения статьи 6 положение, что страховщиками по обязательному социальному страхованию наряду с некоммерческими организациями могут быть и коммерческие организации. Кроме того вносятся уточняющие поправки в статью 14.
Законопроект обязует действующие НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, преобразоваться в акционерные НПФ или ликвидироваться.
Решение о преобразовании в законопроекте предоставлено совету НПФ как высшему органу его управления. Принятое решение о преобразовании подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кредиторы фонда по обязательствам из договоров о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательствам из договоров об обязательном пенсионном страховании должны быть извещены о принятом советом НПФ решении о преобразовании его в акционерный НПФ, и имеют право заявить требования о досрочном исполнении фондом пенсионных обязательств, а также право на переход в другой НПФ или в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целом предложенные в законопроекте изменения в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" определяют статус акционерных НПФ, устанавливают запреты и ограничения для аффилированных с такими НПФ лиц, устанавливают порядок создания акционерных НПФ, а также условия и порядок преобразования некоммерческих НПФ в акционерные НПФ.
Статьей 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" установлено, что НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности НПФ являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Основываясь на данном указании Закона, в настоящее время все НПФ в Российской Федерации созданы и осуществляют свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера, что означает отсутствие у учредителей НПФ каких-либо легитимных корпоративных прав на участие в их деятельности. Руководство деятельностью НПФ в таких условиях обеспечивается учредителями посредством участия в совете НПФ, являющимся высшим органом управления НПФ.
Некоммерческий унитарный характер НПФ привносит в сферу негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования целый ряд существенных проблем, которые лица, фактически контролирующие НПФ, вынуждены преодолевать с использованием методов неформального влияния. Основной из таких проблем является проблема привлечения в НПФ дополнительного финансирования, в том числе с целью устранения актуарного дефицита. Такое финансирование не может быть привлечено на рынке капитала с использованием цивилизованных и легитимных форм взаимодействия с инвесторами именно вследствие некоммерческого характера НПФ. Дополнительное финансирование деятельности НПФ в таких условиях реализуется только в форме дополнительных взносов учредителей НПФ в имущество, предназначенное для обеспечения его уставной деятельности. Подобная форма финансирования не может быть признана ни стабильной, ни оптимальной.
Создание НПФ организационно-правовой формы акционерных обществ позволит не только стать таким НПФ полноправными участниками рынка, но также повысить прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров НПФ за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений, т.е. установить в отношении НПФ принцип "прорыва корпоративного занавеса", действующий сегодня в отношении любых акционерных обществ в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В НПФ очевидно явное несоответствие организационно-правовой формы фондов как некоммерческих организаций содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке.
Основной обязанностью каждого НПФ является обязанность получения прибыли в интересах участников и застрахованных лиц, а с целью обеспечения уставной деятельности. В отсутствие прибыли никакое надлежащее исполнение пенсионных обязательств невозможно. Коммерческая составляющая в деятельности НПФ первична. Социальной функцией - выплатой пенсий - ограничена не сама эта деятельность, а применение ее результатов. Расходование полученной прибыли на выполнение пенсионных обязательств является безусловным приоритетом в деятельности любых НПФ.
Практическими вопросами, отсутствие удовлетворительного решения которых для НПФ в форме некоммерческих организаций существенно осложняет их деятельность и не позволяет считаться полностью транспарентными финансовыми институтами открытого рынка, являются вопросы справедливой оценки бизнеса НПФ, продажи бизнеса НПФ, повышения прозрачности управления и ответственности менеджмента за результаты своей деятельности, цивилизованного привлечения инвесторов в негосударственный пенсионный бизнес.
С точки зрения участия НПФ как финансовых организаций на рынке некоммерческий характер фондов влечет отсутствие интереса контролирующих НПФ лиц к увеличению стоимости бизнеса по предоставлению финансовых услуг в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. До тех пор, пока негосударственное пенсионное обеспечение сохраняет институциональную форму некоммерческой организации никто не может сказать, сколько оно стоит как бизнес, и на каких справедливых условиях в этот бизнес могут быть привлечены новые инвесторы.
Преобразование НПФ в открытые акционерные общества также позволит перестроить систему корпоративного управления негосударственным пенсионным обеспечением, вменить фондам в обязанность выполнение лучших стандартов корпоративного управления, конкретизировать, по аналогии с публичными компаниями, правила об ответственности менеджмента. Наконец, акционерная форма НПФ позволит перейти к системе рыночной оценки их эффективности, а также рейтинговать фонды.
К числу основных положений предлагаемого законопроекта относятся следующие:
1. Минимальный уставный капитал НПФ в форме акционерного общества должен быть равен минимальному размеру имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ в соответствии с сегодняшними требованиями законодательства.
Данным положением обеспечиваются гарантии финансовой состоятельности НПФ в форме акционерного общества.
2. Акции НПФ в форме акционерного общества, распределенные между учредителями при его создании, должны быть полностью оплачены до представления в Банк России заявления о получении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.
Данное положение законопроекта также является мерой, обеспечивающей финансовую устойчивость НПФ.
3. Положения законодательства об акционерных обществах о крупных сделках и сделках с заинтересованностью не применяются к сделкам по размещению средств пенсионных резервов, страхового резерва, а также к сделкам по передаче в доверительное управление средств пенсионных накоплений, к исполнению обязательств по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном обеспечении, договорам о создании профессиональных пенсионных систем.
4. Уставный капитал НПФ в форме акционерного общества не может быть увеличен за счет собственного имущества фонда, являющегося средствами пенсионных резервов, средствами пенсионных накоплений или средствами страхового резерва.
5. Источниками средств для формирования резервного фонда, любых иных фондов в составе собственного имущества НПФ в форме акционерного общества, для выплаты дивидендов могут являться только те доходы, которые НПФ получает на обеспечение своей уставной деятельности по предусмотренным в настоящее время ставкам.
Аналогично предыдущему положению, данное правило направлено на устранение конфликта интересов между акционерами НПФ и лицами, являющимися его кредиторами по пенсионным обязательствам.
6. НПФ в форме акционерного общества может объявить о выплате дивидендов за определенный период только в том числе случае, если полученный доход достаточен для формирования страхового резерва, резерва по обязательному пенсионному страхованию, устранения актуарного дефицита, формирования резервного фонда и на выплату объявленных дивидендов.
Данным правило устанавливается безусловный приоритет имущественных интересов пенсионных кредиторов НПФ по отношению к его акционерам.
7. НПФ в форме акционерного общества может являться как публичным (открытым), так и непубличным (закрытым) обществом по выбору учредителей или совета фонда.
8. При преобразовании НПФ из некоммерческой организации в акционерное общество лицензия подлежит переоформлению.
9. С целью снижения конфликта интересов субъектов пенсионных отношений законопроектом вводится ряд ограничений в отношении аффилированных с НПФ и иных заинтересованных в его деятельности лиц:
- актуарий НПФ не может являться акционером этого же НПФ, его специализированным депозитарием, аудиторской компании и оценщика пенсионных резервов;
- аудиторская организация НПФ не может являться акционером этого же НПФ, его специализированным депозитарием, актуарием, оценщиком пенсионных резервов;
- специализированный депозитарий НПФ, аудиторская организация, актуарий и оценщик, их акционеры (участники) и аффилированные с ними лица не могут являться акционерами обслуживаемого ими НПФ в форме акционерного общества, а также являться доверительными управляющими его акций.
10. Попечительский совет НПФ является коллегиальным совещательным органом с участием представителей пенсионных вкладчиков, участников и застрахованных лиц. Члены попечительского совета при условии подписки о неразглашении конфиденциальной информации имеют право на получение той же информации о фонде, которую в соответствии с федеральными законами и уставом получают акционеры и члены совета директоров НПФ в форме акционерного общества.
Данное положение законопроекта направлено на усиление прозрачности в деятельности НПФ со стороны пенсионных бенефициаров и общественности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выполнение федеральными органами исполнительной власти функций, предусмотренных в рамках законопроекта, будет осуществляться в пределах существующих разграничений полномочий и не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон мО негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений или принятия следующих актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации:
N п/п |
Статья федерального закона |
Вид документа |
Содержание нормативного акта |
Исполнители |
Срок исполнения |
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации | |||||
1. |
постановление Правительства Российской Федерации |
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 |
Минфин России Минэкономразвития России Минтруд России |
|
|
|
|
|
"Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью". |
Банк России ПФР |
|
Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации | |||||
1. |
нормативный акт Центрального банка Российской Федерации |
Типовой кодекс профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию |
Центральный банк Российской Федерации |
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
|
2. |
нормативный акт Центрального банка Российской Федерации |
Правила согласования кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Центральным банком Российской Федерации |
Центральный банк Российской Федерации |
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
|
3. |
нормативный акт Центрального банка Российской Федерации |
Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением |
Центральный банк Российской Федерации |
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
|
4. |
нормативный акт Центрального банка Российской Федерации |
Перечень документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию |
Центральный банк Российской Федерации |
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
|
5. |
нормативный акт Центрального банка Российской Федерации |
Перечень документов, подтверждающих право на участи в управлении некоммерческим пенсионным фондом |
Центральный банк Российской Федерации |
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.