Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364117-6 "О внесении изменений в статью З46.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен с целью совершенствования патентной системы налогообложения.
Субъекты РФ вправе законодательно установить размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее - потенциальный доход) по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом размер потенциального дохода может дифференцироваться в зависимости от средней численности наемных работников и количества транспортных средств. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности - в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).
Законопроектом предлагается расширить полномочия субъектов РФ по установлению размеров потенциального дохода.
В частности, предлагается предоставить возможность дифференциации потенциального дохода в зависимости от:
1) места ведения предпринимательской деятельности.
Условия ведения бизнеса в крупном населенном пункте могут значительно отличаться от условий в иных населенных пунктах. Уровень развития экономики одного муниципалитета может в разы превышать соответствующий показатель другого муниципального образования. Соответственно и годовой доход предпринимателя в крупных городах региона и небольших поселках может значительно различаться. В результате установление равного для всех территорий субъекта РФ потенциального дохода повлечет повышение налоговой нагрузки на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в менее благополучных территориях региона.
Ранее, до 1 января 2013 года, при установлении законами субъектов РФ потенциального дохода по упрощенной системе налогообложения на основе патента допускалась его дифференциация в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ. Данным правом воспользовалось 73% регионов, принявших на своей территории патентную систему. Как правило, в качестве места ведения предпринимательской деятельности были определены города и прочие населенные пункты, реже - муниципальные образования разделялись в зависимости от численности населения. В отдельных регионах в качестве места осуществления деятельности была определена территория вне населенных пунктов.
В большинстве субъектов РФ, использовавших дифференциацию дохода в зависимости от места деятельности, максимальные и минимальные размеры дохода различались в 2 раза и более.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается вернуть региональному законодателю право на дифференциацию потенциального дохода с учетом места ведения предпринимательской деятельности, что позволит улучшить положение субъектов предпринимательства;
2) грузоподъемности и количества посадочных мест транспортных средств.
Услуги по перевозке пассажиров и грузов могут осуществляться различными типами транспортных средств - различной грузоподъемности и пассажировместимости, при этом фактический доход предпринимателя при оказании транспортных услуг также может варьироваться в зависимости от указанных особенностей оказания транспортных услуг. Однако главой 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса РФ возможность учесть указанные особенности ведения деятельности при установлении потенциального дохода не предусмотрена. Решить проблему за счет дифференциации видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности не представляется возможным, так как виды деятельности подразделяются на крупные группы, которые не могут учесть особенности оказания транспортных услуг. Так, например, деятельность автомобильного грузового транспорта разделена на две разновидности - деятельность специализированного и неспециализированного транспорта.
Закрепление в Налоговом кодексе РФ права субъектов РФ устанавливать размер потенциального дохода в зависимости от грузоподъемности и количества посадочных мест транспортных средств позволит устанавливать оптимальную налоговую нагрузку по транспортным услугам.
Кроме того, законопроектом исключается ограничение минимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода - 100 тыс. рублей. Данная мера позволит субъектам РФ устанавливать сопоставимый условиям ведения деятельности потенциальный доход, например, по видам деятельности, осуществляемым в малонаселенных или отдаленных населенных пунктах, а также корректировать налоговую нагрузку в целях оказания поддержки социально или экономически значимым для региона видам деятельности.
Данная мера актуальна и в связи с увеличением с 1 января 2013 года более чем в 2 раза фиксированного размера страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, предусмотренного Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". В наибольшей степени нагрузка возросла на предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, так как они не вправе уменьшать уплачиваемый налог на сумму фиксированных страховых взносов в отличие от единого налога на вмененный доход, который может быть полностью уменьшен за счет указанных взносов. Это подтверждается следующими расчетами.
Пример нагрузки по уплате обязательных платежей по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг" на 1 предпринимателя
Показатель |
Единый налог на вмененный доход |
Патентная система налогообложения |
Размер налога в год, тыс. рублей |
16,9 |
13,8 |
Размер страховых взносов в год, тыс. рублей |
35,7 |
35,7 |
Итого размер обязательных платежей к уплате в год, тыс. рублей |
35,7 |
49,5 |
Действующая в настоящее время патентная система налогообложения в значительной степени повысила нагрузку по уплате обязательных платежей для предпринимательства, при этом субъекты РФ не имеют достаточных полномочий по ее регулированию. Исключение минимальной границы позволит расширить права регионов и даст возможность устанавливать адекватную налоговую нагрузку.
В целом предлагаемые законопроектом изменения позволят более равномерно распределить налоговое бремя на субъекты микробизнеса, повысить привлекательность патентной системы налогообложения для предпринимателей, сделают ее более гибкой и доступной.
На местном уровне положительный эффект от принятия предлагаемых изменений ожидается в виде укрепления доходной базы местных бюджетов в результате увеличения количества предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в том числе за счет легализации бизнеса.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью З46.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.