Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 267571-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
(в части установления для органов местного самоуправления срока для устранения допущенных нарушений действующего законодательства, в случае принятия территориальным органом юстиции решения об отказе в государственной регистрации устава (изменений в устав)),
внесенному депутатами Государственной Думы Е.И. Бычковой, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 июня 2013 года (протокол N 98, пункт 63) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 267571-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в части установления для органов местного самоуправления срока для устранения допущенных нарушений действующего законодательства, в случае принятия территориальным органом юстиции решения об отказе в государственной регистрации устава (изменений в устав)), внесенный депутатами Государственной Думы Е.И. Бычковой, О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагается внести правовую норму, устанавливающую срок 3 месяца для устранения нарушений, указанных в решении об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования.
По мнению авторов, отсутствие указанной нормы позволяет органам местного самоуправления затягивать приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством.
1. Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" предметом правового регулирования этого законодательного акта являются непосредственно государственная регистрация уставов муниципальных образований и порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований.
В предмет правового регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ не входят правоотношения, регулирующие обязанности органов местного самоуправления по приведению муниципальных правовых актов, в том числе, уставов, в соответствие с действующим законодательством. Указанная функция относиться к компетенции органов прокурорского надзора.
Таким образом, внесение данных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ является некорректным.
2. Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться, в том числе: перечень вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; полномочия выборных и иных органов местного самоуправления; срок их полномочий; виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и т.п.
Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Иными словами, отсутствие надлежащим образом зарегистрированного устава муниципального образования делает невозможным функционирование самого муниципального образования в целом, в чем объективно не заинтересовано ни одно публично-властное образование.
Таким образом, органы местного самоуправления естественным образом не заинтересованы в затягивании этого процесса.
3. Согласно частям 8 и 9 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
При этом отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Необходимо отметить, что отказ в государственной регистрации устава может быть признан судом не правомерным, что в случае установления ограничительного срока для устранения нарушений может породить правовые коллизии в рассматриваемом законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении.
4. Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования содержит положения обо всех важных вопросах местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании (структура, полномочия, бюджет, наименование и другое). Указанные вопросы решаются населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В этой связи установление императивного срока для устранения нарушений будет являться нарушением уже прав самого муниципального образования (его населения и органов местного самоуправления) на самостоятельное решение вопроса о необходимости и целесообразности повторной подачи документов на государственную регистрацию.
5. Следует также отметить, что предложенный авторами проекта 3-х месячный срок не имеет под собой оснований, более того, данный срок с одной стороны не учитывает сроки рассмотрения спора в суде в случае обжалования гражданами или органами местного самоуправления в судебном порядке отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Рассмотрение такого спора может занимать значительное время в зависимости от количества судебных инстанций.
С другой стороны, данный срок не учитывает сроки процедур принятия или изменения устава, предусмотренные статьями 28, 35, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (проведение публичных слушаний, особенности периодичности заседаний представительного органа муниципального образования).
Иными словами, установление именно 3-х месячного срока авторами не аргументировано и вызывает сомнение.
6. Следует также отметить, что в случае отказа в регистрации устава или изменений в устав муниципального образования последние не вступают в силу и соответственно не действуют. Следовательно, установление предусмотренного законопроектом ограничительного срока является излишним.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.