Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 314098-6 "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях обеспечения выполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2013 года N 3-П, которым пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (далее -Закон) признан не соответствующим статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно действующей редакции пункта 7 статьи 17 Закона граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане данной категории, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Действие указанных норм распространено также на граждан, выехавших добровольно в 1986 году и в последующие годы на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (статья 22 Закона), а также на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050. Граждане, относящиеся к тем же категориям, но принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях, то есть при условии признания их малоимущими.
Пункт 7 статьи 17 Закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями указанных выше категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Законопроектом в целях выполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2013 года N 3-П предлагается изложить пункт 7 статьи 17 Закона в новой редакции, установив для указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, право на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, независимо от даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обеспечение жильем граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, согласно пояснительной записке планируется в рамках указанной выше подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Принятие законопроекта приведет к увеличению числа граждан данных категорий, обеспечение жильем которых будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. При этом определить количество граждан, относящихся к данным категориям, а также потребность в средствах федерального бюджета на обеспечение их жильем возможно только после принятия законопроекта.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживают концепцию законопроекта.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не имеется.
Во всех поступивших 22 отзывах от законодательных (представительных) и 35 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законопроект поддерживается без замечаний.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 314098-6 "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первом чтении.
Первый заместитель председателя комитета |
Г.Н. Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.