Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 314098-6 "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(в части установления одинакового порядка обеспечения жилой площадью граждан независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 314098-6 "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - законопроект) устанавливается, что гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью, в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставшим на учет после 1 января 2005 года - в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2013 года N 3-П указанный пункт был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, в настоящее время данное положение фактически признано утратившим силу.
Законопроектом нормы данного положения приводятся в соответствие с Конституцией Российской Федерации согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации путем предоставления всем гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площади в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз вне независимости от даты их принятия на такой учет.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, обеспечение жильем указанных категорий граждан планируется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Таким образом, принятие данного законопроекта потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При этом основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой отсутствует в качестве самостоятельного основания право граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, на принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из изложенного, определить количество граждан, относящихся к указанным категориям, которые приобретут право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а, следовательно, и размер необходимых средств федерального бюджета на реализацию их прав не представляется возможным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает принятие проекта федерального закона N 314098-6 "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесенного Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.