Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 255149-6 "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о непризнании объектом налогообложения земельным налогом земельных участков, площадь которых не превышает 800 кв. м.),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, М.В. Емельяновым, А.Г. Аксаковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 255149-6 "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, М.В. Емельяновым, А.Г. Аксаковым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести дополнение в пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие, что земельные участки, площадь которых не превышает 800 кв. м, находящиеся в собственности физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, и являющиеся единственными земельными участками, находящимися в собственности данных лиц, исключаются из числа объектов налогообложения земельным налогом.
Вместе с тем земельный налог и налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и поступления от них в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты поселений и городских округов (статья 15 НК РФ, статьи 61 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В связи с этим увеличение количества льгот по данным налогам, установленных в законодательстве Российской Федерации, не только сокращает доходную базу местных бюджетов, но и ограничивает налоговую автономию органов местного самоуправления.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, предоставление физическим лицам льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, площадь которых не превышает 800 кв. м, находящихся в собственности физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, и являющихся единственными земельными участками, находящимися в собственности данных лиц, может осуществляться на основании решений представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Полагаем, что отмена всех иных установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам - это не только переход к более справедливому способу формирования собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и способ повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения в налогово-бюджетной сфере. О необходимости поэтапного решения данного вопроса неоднократно говорилось в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике.
В связи с этим в целях расширения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо решать вопрос не об увеличении, а о поэтапной отмене всех льгот по региональным и местным налогам, установленным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, законопроект не согласуется с пунктом 1 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которым законодательство о налогах и сборах основывается на признании равенства налогообложения, поскольку принятие законопроекта приведет к установлению в сфере налогообложения по непонятным основаниям неравного положения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и не использующих земельные участки при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.