Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 56016-6 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, внесенный Думой Ставропольского края, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пунктом 13, в соответствии с которым при полной или частичной утрате документов, необходимых для определения среднемесячного заработка застрахованного лица по не зависящим от него причинам, а именно в результате боевых действий во время вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации, пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднестатистических показателей (среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации или среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, получаемого застрахованными лицами перед установлением им трудовой пенсии. Размер заработка и размер пенсии носят индивидуальный характер, следовательно, исчисление их размеров не может осуществляться на основании предположительных и обобщенных сведений.
В целях создания условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, а также обеспечения достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в соответствии с которым индивидуальный (персонифицированный) учет предназначен для упрощения порядка и ускорения процедуры назначения трудовых пенсий.
Вместе с тем, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. в соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии может быть определен на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При этом согласно пункту 12 статьи 30 указанного Федерального закона применяется порядок подтверждения трудового стажа (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Особого порядка установления среднемесячного заработка для лиц, документы о заработке которых не сохранились, ни действовавшим ранее, ни действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Следует отметить, что при утрате документов о заработке работнику причиняется ущерб, выражающийся в невозможности назначения пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка. Этот ущерб в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Вместе с тем, в случае невозможности определить причинителя вреда, в том числе в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке исключения, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. В соответствии с рекомендациями, изложенными в совместном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, к таким документам могут быть отнесены соответствующие учетные карточки и билеты членов партии, комсомола, профсоюзов, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Использование усредненных показателей (среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществлявшего аналогичную деятельность, среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года) приведет к ситуации, когда пенсия утратит свой индивидуальный характер и фактически превратится в государственное пособие.
Кроме того, по данным Федеральной службы государственной статистики информация о среднемесячной начисленной заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям может быть представлена только по нескольким отраслям экономики и промышленности в целом по Российской Федерации за ряд лет с 1990 по 1999 год на основании единовременных статистических наблюдений за октябрь соответствующего года.
Необходимо отметить также, что в случае принятия предлагаемого законопроектом исчисления расчетного размера пенсии исходя из среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года возможно неоднозначное толкование данной нормы в процессе правоприменения, т. к. соответствующий показатель для исчисления и увеличения государственных пенсий Правительством Российской Федерации утвержден не был.
Представляется, что проблема определения среднемесячного заработка застрахованного лица в случае невозможности получения надлежащих документов в ином порядке или при невозможности восстановления утраченных документов, должна решаться индивидуально с учетом всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты документов, в том числе в порядке гражданского судопроизводства, при котором установление факта получения заработной платы в определенных размерах может быть произведено на основании любых допустимых доказательств.
Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным и соответствует принципам пенсионного обеспечения, базирующимся на установлении пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка.
Таким образом, полагаем, что установление для отдельных категорий граждан особого порядка подтверждения тех или иных фактических обстоятельств, влияющих на размер назначаемой пенсии, в рамках действующего пенсионного законодательства не представляется возможным.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту содержится ряд замечаний, в том числе касающихся источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На проект федерального закона поступило 74 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 20 законодательных и 4 исполнительных органа, высказались против законопроекта 5 законодательных и 39 исполнительных органов, 4 законодательных и 2 исполнительных органа замечаний и предложений не имеют.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.