Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ о жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09.09.2013 года (выписка из протокола N 112, п. 131) Комитета Государственной Дума по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - соисполнитель (далее - Комитет), рассмотрел проект федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 7-П).
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, так как именно с местом жительства связывается реализация принадлежащих гражданину права, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором. Частью 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, именно с местом жительства связана реализация конституционного права гражданина на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь и пользование иными предоставленными ему льготами.
Законопроектом предлагается понятие "жилое строение" заменить на понятие "индивидуальный жилой дом", которое уже используется в законодательстве Российской Федерации. Также в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предлагается ввести понятие "объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, строения и сооружения вспомогательного использования" взамен понятия "хозяйственные строения и сооружения".
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям отнесены, в том числе: жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Безусловно после 1990 года изменения в вопросе собственности повлекли изменения в статусе садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений. Согласно принятому в 1994 году Гражданскому кодексу Российской Федерации собственник теперь вправе самостоятельно и по своему усмотрению осуществлять прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, совершать в отношении него любые действия. Таким образом, собственник может возвести на своем садовом участке любое строение, в том числе жилой дом, с соблюдением строительных норм и правил.
В Законе Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд был определен как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности. Гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности. Таким образом, появилась возможность постоянного проживания в данных домах, и, следовательно, право считать их жилыми домами, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства. Единственным ограничением является фактическая пригодность жилого строения для постоянного проживания.
Так как жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.
Порядок же переоформления жилых строений на садовых и дачных участках в качестве индивидуальных жилых домов законопроектом предлагается установить законодательством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что вопросы регистрации граждан по месту жительства не являются предметом ведения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Между тем, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается помимо прочего жилой дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изменение потребительских свойств жилых строений на садовых участках и переоформление их в жилые дома позволят гражданам беспрепятственно регистрироваться в них и реализовывать принадлежащие им права, а также исполнять обязанности.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, однако полагает, что законопроект требует доработки, так как наличие жилого дома в собственности является причиной отказа в признании гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, а для тех, кто признан нуждающимся - основанием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статьи 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, безусловно, имеется положительный аспект решения жилищной проблемы за счет садовых домов, однако данное решение имеет отдаленные последствия, поскольку это потребует дорогостоящего социального обеспечения граждан, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, именно по месту жительства, в частности медицинское и социальное обеспечение.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в рамках своей компетенции поддерживает проект федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.