Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09.09.2013 (выписка из протокола N 112, п. 131) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (Комитет-соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в части уточнения правового режима садовых, огороднических и некоммерческих объединениях граждан), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - законопроект) направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" и от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева".
Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон) в той части, в которой исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания.
Законопроектом предлагается понятие "жилое строение", которое применяется в действующей редакции Федерального закона, заменить понятием "индивидуальный жилой дом", уже используемым в законодательстве. Также в целях приведения терминологии Федерального закона в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законопроектом предлагается слова "хозяйственные строения и сооружения" заменить словами "объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, строения и сооружения вспомогательного использования".
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из Федерального закона положения, ограничивающие право граждан на регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, который относится к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон нормой, закрепляющей право граждан, имеющих в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках в составе земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признанные в установленном порядке пригодными для постоянного проживания, переоформлять указанные жилые строения в качестве индивидуальных жилых домов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Принятие законопроекта позволит реализовать нормы конституционного права граждан на выбор места жительства в пределах Российской Федерации.
При этом следует отметить, что согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Комитет считает, что в законопроекте необходимо уточнить, какой орган будет регистрировать граждан по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, либо внести соответствующие изменения в Закон.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.