Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 189891-6 "О запрете сбыта и изготовления с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки",
внесенному Законодательным Собранием Еврейской автономной области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 189891-6 "О запрете сбыта и изготовления с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
Законопроектом предлагается установить запрет на изготовление с целью сбыта и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки, с целью последующего установления административной ответственности за нарушение указанного запрета. В связи с этим законопроектом предлагается определить понятия "крепкие спиртные напитки домашней выработки", "спиртосодержащие жидкости непромышленного производства", "сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки" и "изготовление крепких спиртных напитков домашней выработки".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом.
При этом действие Федерального закона не распространяется деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт (пункт 3 статьи 1 Федерального закона).
Таким образом, действие Федерального закона распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт.
Статьей 26 Федерального закона установлен запрет на поставки и розничную продажу продукции, содержащей этиловый спирт и произведенной в домашних условиях, в том числе физическими лицами.
Между тем законодательством Российской Федерации не предусмотрен отдельный состав административного правонарушения или уголовного преступления за нарушение указанного запрета и соответствующая ответственность для физических лиц.
Одновременно следует отметить, что по вопросу применения главы 14 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП) Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в частности, указывалось, что в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП и той норме КоАП закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП и статье 14.2 КоАП; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП и статье 14.15 КоАП.
Уголовным Кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного предпринимательства (статья 171 УК РФ).
Комитет отмечает, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для реализации своих полномочий субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие законодательству Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует отклонить проект федерального закона N 189891-6 "О запрете сбыта и изготовления с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки", внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.