Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Статья 2 проекта федерального закона посвящена законодательству Российской Федерации о специальной оценке условий труда, причем к законодательству Российской Федерации наряду с федеральными законами отнесены иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Полагаем, что при использовании термина "законодательство" должен подразумеваться его собственный смысл, то есть должны пониматься только законодательные акты. Если подразумевается весь комплекс нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос, то, по нашему мнению, следует использовать соответствующую терминологию "нормативно-правовое регулирование" или "правовая основа" соответствующей сферы деятельности.
В части 4 статьи 3 законопроекта содержится положение о регулировании проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих только законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе. В этой связи обращаем внимание, что указанная сфера деятельности также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Кроме того, говоря о проведении специальной оценки условий труда государственных служащих, следует учитывать, что система государственной службы включает в себя не только государственную гражданскую службу, о которой говорится в законопроекте, но и военную службу и правоохранительную службу.
В пункте 3 части 1 статьи 4 законопроекта необходимо указать, кем или чем должен быть установлен порядок обжалования работодателем действий (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда (см., например, пункт 3 части 1 статьи 5 законопроекта).
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и привлекаемой им организацией "на основании договора гражданско-правового характера с учётом особенностей, предусмотренных настоящим федеральным законом" (часть 2 статьи 8 законопроекта). Полагаем более корректным использовать понятие "гражданско-правовой договор", что будет соответствовать нормам гражданского законодательства. Также полагаем возможным определить в законопроекте существенные условия такого договора с учётом положений законопроекта, устанавливающих порядок подготовки, проведения специальной оценки условий труда и участия в проведении такой оценки определённых законопроектом лиц.
Частью 7 статьи 10 законопроекта предусматривается возможность, в случаях, предусмотренных коллективным договором, проводить идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов работодателем (его представителем) с привлечением вместо эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, профсоюзного инспектора труда соответствующего профессионального союза. В этой связи возникает вопрос о возможности реализации данной нормы организацией, в которой коллективный договор не заключен.
Нуждается в уточнении, проходит ли аккредитацию лаборатория (центр) работодателя, о которых идет речь в пункте 3 части 7 статьи 10 законопроекта (см., например, часть 8 статьи 12 законопроекта).
В пункте 3 части 5 статьи 12 законопроекта необходимо говорить не о "травматизме", а о "производственном травматизме", что будет соответствовать терминологии Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В части 3 и пункте 1 части 4 статьи 14 законопроекта необходимо вести речь о восстановлении функциональных изменений организма работника не только к началу следующей смены, но и к началу следующего рабочего дня, поскольку работа может осуществляться не только в течение смены, но и в течение рабочего дня. Кроме того, указание на рабочий день (рабочую смену) будет соответствовать терминологии, применяемой в части 5 статьи 14 законопроекта.
Статья 16 законопроекта при проведении специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах предусматривает заполнение единой карты специальной оценки условий труда, при этом требования к форме, содержанию и порядку оформления указанного документа в законопроекте отсутствуют.
Полагаем необходимым в пункте 1 части 2 статьи 21 законопроекта раскрыть значение понятия "конфликт интересов" (см., например, часть 4 статьи 21 законопроекта).
Статьей 22 законопроекта устанавливается обязанность по обязательному страхованию ответственности организации, проводящей специальную оценку условий труда. С учётом положений пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которым условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, проектируемая норма нуждается в дополнительном обсуждении.
В части 2 статьи 23 законопроекта необходимо уточнить ссылку на статью 27 законопроекта, которой предусмотрен порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, а не вопрос оплаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Полагаем необходимым соотнести между собой наименование и содержание статьи 24 законопроекта в части профсоюзного контроля за соблюдением будущего федерального закона, поскольку положения части 2 рассматриваемой статьи нельзя отнести к профсоюзному контролю в области охраны труда в том смысле, как это понимается в статье 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Следует уточнить, о каких и кем установленных требованиях идет речь в пункте 5 части 1 статьи 25 законопроекта.
Используемые в проекте федерального закона условные наименования федеральных органов исполнительной власти "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (например, в пункте 2 статьи 11, пункте 1 статьи 24 законопроекта) и "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (пункт 8 статьи 18 законопроекта) следует привести в соответствие с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти и их соответствующей функциональной компетенцией, определенными на основании статей 12 и 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", а именно в соответствие с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 и Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 206 соответственно.
Законопроект нуждается в существенной лингвостилистической доработке.
К тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера, переданные в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.