Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается объединить и унифицировать действующие в настоящее время три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда:
аттестацию рабочих мест по условиям труда;
государственную экспертизу условий труда;
специальную оценку условий труда.
Унифицированная процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах должна стать единым способом реализации, с одной стороны, установленного трудовым законодательством механизма обеспечения на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, и предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и, с другой стороны, установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в пользу работников, чьи профессии дают право на льготное пенсионное обеспечение.
При этом вводимая процедура специальной оценки условий труда должна сформировать единый комплекс мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Законопроектом установлены права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, а также права и обязанности организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требования к отдельным экспертам организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Предлагаемый законопроектом порядок допуска к осуществлению деятельности в области специальной оценки условий труда включает наделение Минтруда России полномочиями по проведению аттестации и выдаче соответствующих сертификатов экспертам в области специальной оценки условий труда, а Федеральной службы по аккредитации - полномочиями по проведению аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
Минтруд России также наделяется полномочиями по ведению федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда, призванной обеспечить доступ и использование результатов специальной оценки условий труда уполномоченными органами государственной власти.
Федеральная служба по труду и занятости наделяется полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в рамках осуществляемого ей в настоящее время государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, а также по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
Законопроектом предусмотрен достаточно длительный переходный период (до 31 декабря 2018 года), в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления его в силу права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда. Это даст возможность исключить дополнительные финансовые расходы работодателей, а также использовать накопленную информацию о состоянии условий труда в Российской Федерации.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней.
При этом за счет снятия с работодателя обязанности по проведению сертификации организации работ по охране труда, которая будет заменена процедурой декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут снижены затраты субъектов предпринимательской деятельности. Сэкономленные в результате принятия законопроекта средства в объеме около 17 млрд. рублей могут быть направлены работодателями на осуществление иных мероприятий в области охраны труда.
В целом концепция законопроекта отвечает как интересам сторон трудовых отношений, так и интересам государства. В то же время, в поступивших отзывах содержится существенное количество замечаний к законопроекту и предложений по его доработке, которые, тем не менее, не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддержали проект федерального закона с учетом замечаний и предложений сторон Комиссии, а также состоявшегося обсуждения, в ходе которого решено предусмотреть:
включение в законопроект нормы, устанавливающей, что процедура идентификации вредных и (или) опасных факторов проводится совместно работодателем и профсоюзной организацией, имея при этом в виду, что коллективным договором на конкретном предприятии будет определен перечень декларируемых производственных факторов;
что установления класса (подкласса) условий труда с учетом комплексного применения средств защиты будет осуществляться на основе методики, утвержденной совместно Минтрудом России и Роспотребнадзором, согласованной в установленном порядке с Российской трехсторонней комиссией;
включение в законопроект нормы, согласно которой работники через профсоюзную организацию в соответствии с законодательством будут осуществлять контроль за исполнением настоящего федерального закона.
Стороны Комиссии также отметили, что вынесение проекта федерального закона ко второму чтению должно осуществляться только при наличии подготовленных проектов подзаконных нормативных правовых актов, согласованных в установленном порядке с Российской трехсторонней комиссией.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 4 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и от 12 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все представленные отзывы положительные.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта в данной редакции поддерживает.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний в части осуществления предусмотренного законопроектом обязательного страхования ответственности организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.