Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда",
внесенному Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 7 октября 2013 г. N 54/12)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон) начиная с 1 января 2013 года установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для страхователей, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Одновременно установлено, что страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Проект федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) был разработан в рамках реализации указанных положений Федерального закона.
В соответствии со статьей 22 законопроекта организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны заключить договор обязательного страхования ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям - заказчикам специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и иным третьим лицам. Страховым случаем по договору является причинение ущерба работодателю или работнику в результате нарушения требований методик исследований (испытаний) и методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также требований к проведению специальной оценки условий труда, установленных законом.
Комитет считает, что статья 22 законопроекта, регламентирующая осуществление обязательного страхования ответственности организации, проводящей специальную оценку условий труда, не в полной мере отвечает требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которой федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, порядок определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования. В частности, не может считаться соответствующим названной статье положение, содержащееся в части 6 статьи 22 законопроекта, согласно которому размер страхового тарифа определяется страховщиком вне каких либо рамок, установленных уполномоченным органом, поскольку страховщик является стороной заинтересованной в связи с тем, что получает материальную выгоду от заключения договора. Реализация подобного подхода неизбежно повлечет конфликт интересов страхователя и страховщика, а также может неблагоприятно отразиться на правах и законных интересах работников, в отношении рабочих мест которых проводится специальная оценка условий труда.
Кроме того, Комитет считает, что для объективной оценки страхового случая и размера страховой выплаты необходимо использование единых методик исследований (испытаний) и методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, утвержденных на федеральном уровне. В противном случае возрастает значение субъективного усмотрения, что может привести к существенному расхождению в подходах страховых организаций к признанию (отказе в признании) страховых случаев, а также формированию противоречивой судебной практики.
Требуют дополнительного обсуждения и доработки положения законопроекта, касающиеся корректного определения событий, являющихся страховыми случаями для работников. Классификация условий труда как вредных или опасных дает работнику, занятому на работе с такими условиями труда, право досрочного выхода на пенсию. При этом рабочее место с вредными или опасными условиями труда в результате специальной оценки условий труда необоснованно может быть отнесено к рабочим местам, условия труда на которых относятся к классу оптимальных или допустимых. Однако реальный ущерб для работника может возникнуть только тогда, когда мог бы наступить срок его досрочного выхода на пенсию, но реализовать свое право работник не сможет, поскольку это событие может произойти не только за пределами срока действия договора обязательного страхования, но и за пределами срока исковой давности. В тоже время обращение работника в страховую организацию сразу по результатам специальной оценки условий труда не будет считаться страховым случаем, так как в этот момент у него нет материальных потерь (уплата или неуплата работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может быть отнесена к материальным потерям работника) и ему не причинен иной ущерб.
Также может негативно отразиться на правах и законных интересах работников положение, содержащееся в части 10 статьи 22 законопроекта, согласно которому организация, проводящая специальную оценку условий труда, освобождается от возмещения работнику, в отношении рабочего места которого проводилась специальная оценка условий труда, имущественного ущерба в случае непредставления работодателем в установленном порядке сведений, способных оказать влияние на результат специальной оценки условий труда, либо предоставления недостоверных сведений. Представляется недопустимым ставить права работника в зависимость от действий третьих лиц (страхователя и страховщика), которые могут быть и недобросовестными. Комитет считает, что в случае непредставления работодателем сведений, способных оказать влияние на результат специальной оценки условий труда, организация, проводящая такую оценку, должна отказываться от ее проведения.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает принятие указанного законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.