Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесен одновременно с проектом федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда" и направлен на приведение ряда законодательных актов Российской Федерации в соответствие с его положениями с целью формирования и закрепления механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение специальной оценки условий труда.
Законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс Российской Федерации, а также в акты пенсионного законодательства Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивают введение процедуры специальной оценки условий труда как основного инструмента для исполнения работодателем его обязанностей по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, и предоставлению работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом такие существующие в настоящее время инструменты как аттестация рабочих мест по условиям труда и государственная экспертиза условий труда упраздняются, а обязательная для работодателя сертификация организации работ по охране труда заменяется декларированием соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда на основе результатов специальной оценки условий труда.
Изменения, предлагаемые законопроектом к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают существенное увеличение размера административных штрафов за правонарушения в области охраны труда, а также их дифференциацию в зависимости от тяжести административного проступка и других факторов. Вводится также административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере труда.
Новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает увеличение размера наказания за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, вплоть до пяти лет лишения свободы, если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности гибель двух и более лиц.
В части пенсионного обеспечения законопроектом в качестве мер, стимулирующих работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения закрепляется положение, в соответствии с которым досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем в пользу работника и с его согласия в силу существующих (существовавших) между ними трудовых отношений, на основе пенсионного договора.
В части сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок установления досрочной трудовой пенсии по старости застрахованным лицам, имеющим пенсионные права, сформированные как в системе обязательного пенсионного страхования, так и в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Предполагается, что таким застрахованным лицам досрочная трудовая пенсия по старости до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться пропорционально исходя из продолжительности специального стажа, выработанного как в существующей, так и в создаваемой системах.
Одновременно с этим законопроектом предусмотрена возможность установления негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения взамен досрочной трудовой пенсии по старости при волеизъявлении застрахованного лица.
При этом условия и порядок установления негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения законопроектом не определены. Предусматривается, что досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем на основании досрочного пенсионного договора, типовая форма которого будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В связи с этим положения законопроекта о пропорциональном исчислении размера досрочной трудовой пенсии по старости, а также о возможности выбора застрахованным лицом варианта своего пенсионного обеспечения требуют дополнительного уточнения и обоснования.
Также дополнительного обсуждения требует проектируемая норма, устанавливающая применение условий назначения досрочной трудовой пенсии по старости после проведения специальной оценки условий труда и установления вредного или опасного класса работы.
Одновременно с этим следует отметить, что основой специальной оценки условий труда является выполнение на рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и последующая их классификация по степени вредности и опасности. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса определен законопроектом N 337970-6 "О специальной оценке условий труда" и характерен, в основном, для работ, предусмотренных Списками N 1 и N 2.
Вместе с тем, для отдельных профессиональных категорий, таких, как средний и младший медицинский персонал психиатрических учреждений здравоохранения, работники учреждений исполнения наказания, работники железнодорожного транспорта и др., в целях досрочного назначения пенсии установлены иные критерии, в связи с чем вопросы организации и определения критериев проведения специальной оценки условий труда должны быть конкретизированы в проектах подзаконных актов, необходимых для реализации положений рассматриваемого законопроекта.
Следует отметить, что базовый законопроект "О страховых пенсиях в Российской Федерации" на рассмотрение в Государственную Думу не внесен, в связи с чем не представляется возможным в полной мере оценить, каким образом новая система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отразится на объеме пенсионных прав застрахованных лиц, которые полностью выработали стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но не достигли необходимого пенсионного возраста.
В целом законопроект обеспечивает приведение законодательных актов Российской Федерации в соответствие с положениями проекта федерального закона N 337970-6 "О специальной оценке условий труда". В то же время, в поступивших отзывах содержится существенное количество замечаний к законопроекту и предложений по его доработке, которые, тем не менее, не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддерживают проект федерального закона с учетом их замечаний и предложений, а также состоявшегося обсуждения, в ходе которого решено предусмотреть:
продолжение консультаций Минтруда России с профсоюзной стороной по формулировкам поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации в части организации управления охраной труда на предприятии и функционирования служб охраны труда;
выделение в структуре заработной платы денежной компенсации, которая согласно предлагаемой законопроектом редакции статей 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации может заменить частично дополнительный отпуск и увеличенную продолжительность рабочего времени, в целях недопущения ее нивелирования при индексации размера оплаты труда работников;
отдельным федеральным законом введение в действие положений законопроектов о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии до наступления общеустановленного возраста выхода на трудовую пенсию по старости в связи с работой на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений также признала целесообразным своевременную разработку, согласование и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот при уплате налогов, связанных с правоотношениями по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению одновременно с проектом федерального закона о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии до наступления общеустановленного возраста выхода на трудовую пенсию по старости в связи с работой на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
Стороны Комиссии также отметили, что вынесение проекта федерального закона ко второму чтению должно осуществляться только при наличии подготовленных проектов подзаконных нормативных правовых актов, согласованных в установленном порядке с Российской трехсторонней комиссией.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 5 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и от 14 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все представленные отзывы положительные.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта в данной редакции поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.