Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Применяемое в статье 1 законопроекта понятие "законодательство Российской Федерации о труде" необходимо соотнести с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в котором используется понятие "трудовое законодательство".
Обращаем внимание, что на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (внесен Правительством Российской Федерации), которым также предусмотрено внесение изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности до одного года за нарушение "трудового законодательства" (см. пункт 1 статьи 9 указанного законопроекта).
Законопроектом дополняется понятие несостоятельности (банкротства) новым критерием - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (пункт 1 статьи 2 проекта). Согласно проектируемым изменениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) работник (бывший работник) должника, имеющий требование об оплате труда или о выплате выходного пособия, наделяется правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Отмечаем в связи с этим, что согласно абзацу седьмому новой редакции пункта 1 статьи 9 Федерального закона руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работнику выплатам.
Необходимо отметить, что защита прав и интересов работников и работодателей является целью трудового законодательства, которым регулируются правоотношения, связанные и с оплатой труда. Ответственность за нарушения сроков оплаты труда предусмотрена статьями 142 Кодекса, 5.27 КоАП, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при наделении работника (бывшего работника) должника, имеющего требование об оплате труда или о выплате выходного пособия, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, следует учесть, что поскольку в соответствии со статьей 34 Федерального закона лицом, участвующим в деле является только конкурсный кредитор, а согласно статье 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются заявители по делам о несостоятельности (банкротстве), постольку вышеуказанные изменения обусловливают внесение изменений в статью 34 Федерального закона.
Абзац седьмой новой редакции пункта 1 статьи 9 Федерального закона в части обязанности руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае наличия задолженности по иным причитающимся работнику выплатам требует соотнесения с проектируемыми определениями банкротства, должника (см. подпункт "а" пункта 1, пункты 2, 3 статьи 2 проекта) и такого признака банкротства, как неспособность удовлетворить требования кредиторов о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Также следует отметить, что в указанной редакции необходимо говорить и о бывших работниках должника, что будет соответствовать концепции законопроекта.
Полагаем необходимым соотнести между собой изменения, вносимые законопроектом в статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающееся требований о выплате выходных пособий и об оплате труда, и наименование изменяемой статьи Федерального закона.
Обращаем внимание на некорректность исключения в абзаце втором пункта 2 статьи 4 Федерального закона слов "обязательств по выплате".
По нашему мнению, в дополнительном обсуждении нуждается положение законопроекта, касающееся ограничения выплаты выходных пособий и оплаты труда "в размере не более тридцати тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека" (пункт 13 статьи 2 законопроекта). Полагаем необходимым соотнести указанные положения законопроекта со статьей 132 Кодекса, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Также полагаем, что законопроект должен предусматривать механизм индексации указанной суммы.
Законопроект необходимо доработать с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, оформив его наименование следующим образом:
О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы
Иные рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроекта прилагаются на 5 листах.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.