Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
от 12 сентября 2013 г. N 3.9-42/2
по проекту федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)" и отмечает следующее.
В соответствии с подписанной Российской Федерацией и вступившей в силу в мае 2013 года после завершения соответствующих процедур ратификации Конвенцией Международной организации труда о защите работников в случае несостоятельности работодателя законодательство Российской Федерации о банкротстве должно содержать положения, устанавливающие специальные привилегии для работников организаций-банкротов, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, по отношению к иным категориям кредиторов.
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что задолженность по заработной плате и выходным пособиям относится ко второй очереди кредиторов, но в то же время работники не вправе инициировать начало процедуры банкротства работодателя и принимать участие в собраниях кредиторов с правом решающего голоса. Практика реализации положений законодательства о банкротстве убедительно показывает недостаточность гарантий работников по выплате задолженности по заработной плате и необходимость существенного усиления таких гарантий.
Согласно законопроекту, внесенному Правительством Российской Федерации, работники наделяются правом на обращение в арбитражный суд о признании работодателя-должника банкротом. Одновременно устанавливается обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работникам выплатам.
Законопроектом предусматривается изменить очередность удовлетворения требований работников по заработной плате, выделив их в специальные две подочереди в рамках второй очереди выплат. При этом с целью избегания конкуренции с иными видами выплат предлагается переместить в менее приоритетные очереди требования по оплате труда лиц, привлеченных к арбитражным управляющим, и требования о компенсации морального вреда. К первой из указанных подочередей предлагается отнести требования по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в сумме до 30 000 р.; ко второй подочереди - требования по оплате труда, оставшиеся не удовлетворенными после удовлетворения вышеуказанных требований, и требования по выплате вознаграждений физическим лицам - авторам интеллектуальной деятельности.
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении (нарушение сроков выплат заработной платы и иных предусмотренных законом выплат) может быть вынесено в течение одного года со дня совершения указанного правонарушения вместо предусмотренных в настоящее время двух месяцев.
В настоящее время задолженность по заработной плате по официальной информации Минтруда Российской Федерации составляет свыше 2,5 млрд. руб. По мнению ряда экспертов, уровень реальной задолженности может превышать данный показатель в несколько раз.
В этой связи Комитет по вопросам собственности считает законопроект исключительно актуальным и поддерживает его концепцию, поскольку усиление приоритетности соответствующих требований существенно повысит вероятность выплат работникам задолженности по заработной платы за счет увеличения суммы от реализации имущества должника, которая в обязательном порядке будет направляться на погашение задолженности по заработной плате.
Заслуживают поддержки положения законопроекта об обязанности руководителя должника направить в арбитражный суд заявление должника о банкротстве при наличии задолженности по заработной плате свыше трех месяцев, так как тем самым создаются условия для превентивного решения проблемы выплаты долгов по заработной плате. Кроме того полноправное участие работников в качестве кредиторов по заработной плате в собраниях кредиторов, реализации иных процедур банкротства существенно усиливает возможности работников и их представителей, например, профсоюзов, по защите прав.
Вместе с тем, по мнению Комитета по вопросам собственности, в законопроекте не учтены ситуации, когда средств, вырученных от продажи имущества работодателя-должника в ходе конкурсного производства, будет недостаточно для выплаты задолженности по оплате труда работников или бывших работников должника даже в размере, не превышающем 30 000 р. К сожалению, законопроект не предусматривает какого-либо решения указанной проблемы.
В этой связи Комитет по вопросам собственности считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению предоставить право работникам и бывшим работникам должника, перед которыми имеется задолженность по оплате труда, наравне с конкурсными кредиторами и налоговыми органами направлять в арбитражный суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица и внести соответствующие изменения в статью 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении в упомянутый Федеральный закон положения о государственном гарантировании материальных прав работников в случае банкротства работодателя и недостаточности средств от реализации имущества последнего в ходе процедуры конкурсного производства для погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям. Указанные государственные гарантии могли бы распространяться на определенную сумму задолженности, которая может устанавливаться Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" или в ежегодном режиме - федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и последующие три года.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.