Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан с целью повышения эффективности защиты прав работников на получение заработной платы и стимулирования недобросовестных работодателей к своевременной выплате заработной платы под риском банкротства. Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предлагается наделить работников правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, для чего предусмотрено внесение изменений в статью 7 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Одновременно устанавливается обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работникам выплатам.
В соответствии с действующей редакцией статьи 7 Закона о банкротстве, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают, только должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве определена очередность удовлетворения требований по текущим платежам, согласно которой выплата заработной платы работающим по трудовым договорам производится во вторую очередь наряду с оплатой деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Практика реализации этих положений законодательства о банкротстве убедительно показывает недостаточность гарантий работникам по выплате задолженности по заработной плате и необходимость существенного усиления таких гарантий.
С целью исключения конкуренции соответствующих требований второй очереди по текущим платежам, законопроектом предусматривается изменить очередность удовлетворения требований работников по заработной плате, выделив их в специальные три подочереди в рамках второй очереди выплат. К первой из указанных подочередей предлагается отнести требования по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в сумме до 30 000 рублей за каждый месяц, ко второй подочереди - требования по оплате труда, оставшиеся не удовлетворенными после удовлетворения вышеуказанных требований, и к третьей - требования по выплате вознаграждений физическим лицам - авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Законопроектом вносятся также изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении (нарушение сроков выплат заработной платы и иных предусмотренных законом выплат) может быть вынесено в течение одного года со дня совершения указанного правонарушения вместо предусмотренных в настоящее время двух месяцев.
Предлагаемые законопроектом меры позволят повысить гарантии защиты прав работников путем обеспечения своевременного обращения в суд с заявлением о банкротстве работодателя и, как следствие, повышения вероятности взыскания задолженности в полном объеме за счет увеличения суммы от реализации имущества должника, которая в обязательном порядке будет направляться на погашение задолженности по заработной плате.
Принятие законопроекта будет способствовать выполнению Российской Федерацией обязательств, принятых при ратификации Конвенции Международной организации труда о защите работников в случае несостоятельности работодателя (Конвенция N 173), в соответствии с которыми законодательство Российской Федерации о банкротстве должно содержать положения, устанавливающие специальные привилегии для работников организаций-банкротов, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, по отношению к иным категориям кредиторов.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, привилегированное положение не всегда является эффективным механизмом защиты конституционных прав работников на оплату труда при банкротстве работодателя, поскольку в большинстве случаев погашение требований даже первых двух очередей в конкурсном производстве невозможно из-за недостаточности денежных средств и имущества должника.
Поэтому Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов подтверждает свою позицию, высказанную в заключении Комитета по проекту федерального закона N 15944-6 "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенции N 173)", о том, что необходимо скорейшее формирование системы государственного гарантирования материальных требований работников в случае неплатежеспособности работодателя.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)".
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.