Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 309723-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговой полосе" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 309723-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговой полосе", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации с целью обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования.
В настоящее время пунктом 3.2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость включения в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе только в случае заключения такого договора с пользователем водного объекта. Законопроектом предлагается распространить указанное правило на все случаи заключения договора аренды указанного земельного участка независимо от того, является ли арендатор пользователем водного объекта.
Комитет полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования (пункт 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. При этом цели и основания предоставления водных объектов в пользование определены статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, земельный участок в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования может быть предоставлен не только водопользователю в целях пользования водным объектом.
Таким образом, Законопроект направлен на совершенствование положений Земельного кодекса Российской Федерации в целях реализации основных принципов общедоступности водных объектов общего пользования, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, Законопроектом предусматривается возможность установления публичного сервитута для обеспечения свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Согласно действующей редакции подпункта 10 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность установления публичного сервитута для обеспечения свободного доступа к прибрежной полосе.
Вместе с тем, в Водном кодексе Российской Федерации используется понятие "прибрежная защитная полоса" (статья 65) для целей определения территорий, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, Законопроект также направлен на устранение противоречий между Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 309723-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговой полосе" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.