Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 287363-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ федеральными государственными гражданскими служащими, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Используемый в наименовании законопроекта и далее по тексту термин "незаконное (немедицинское) потребление наркотических средств и психотропных веществ" необходимо соотнеси со статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон), в которой указанный термин отсутствует, а в тексте законопроекта его значение не раскрыто.
Норму законопроекта об обязательном прохождении плановых и внеплановых профилактических осмотров с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо согласовать с Федеральным законом. Так, медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть произведено только по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи посредством вынесения соответствующего постановления (статья 44 Федерального закона).
Применяемый в пункте 2 статьи 1 законопроекта термин "установленная процедура" нуждается в уточнении по смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П.
Полагаем необходимым соотнести между собой положения части 1 и части 4 новой статьи 18.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Так, в части 1 говорится о "государственных должностях государственной гражданской службы Российской Федерации и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации", а в части 4 говорится о незаконном (немедицинском) потреблении наркотических средств и психотропных веществ "государственными служащими Российской Федерации или государственными служащими субъекта Российской Федерации", то есть речь идет о разных категориях граждан. Кроме того, наименование должностей требует приведения в соответствие с терминологией Федерального закона N 79-ФЗ.
Положения части 3 новой статьи 18.1 Федерального закона N 79-ФЗ нуждаются в дополнительном уточнении, поскольку не ясно, что понимается под "окончательным решением" и кто и в каком порядке такое решение выносит. Замечания аналогичного характера касаются пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 законопроекта.
Нуждается в уточнении редакция пункта 4 статьи 1 законопроекта. Предлагаемые изменения касаются положений статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, устанавливающей основания для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя с гражданами, которые уже проходят государственную гражданскую службу. Согласно предлагаемой редакции нового подпункта "е" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, действие вводимого основания увольнения будет распространяться на всех граждан, включая тех, кто будет проходить "единоразовый профилактический медицинский осмотр с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ" при приеме на должности федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" уже предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров, проводимых в целях раннего (своевременного) выявления, в том числе немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе предусматривает проведение медицинских осмотров (как при поступлении на соответствующую службу, так и в период ее прохождения), в том числе и с целью выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Проектом федерального закона предусматривается внесение в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) изменений, предусматривающих прохождение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы профилактических осмотров с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - профилактический осмотр). При этом выявление положительного результата указанного осмотра либо отказ от его прохождения устанавливается в качестве основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (статья 2 законопроекта). Аналогичные изменения предлагаются в отношении депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (статьи 3 и 4 законопроекта). Исходя из публично-правового статуса указанных лиц, полагаем, что данное предложение нуждается в дополнительном обсуждении.
Согласно проектируемому подпункту "к" части первой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ профилактический осмотр является "условием для принятия лицом полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы". Данное положение не соответствует Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Федеральному закону от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающим ограничения для наделения полномочиями члена Совета Федерации и для избрания депутатом Государственной Думы.
Законопроектом профилактический осмотр также устанавливается в качестве "условия для принятия полномочий" депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Предлагаемая норма не соответствует Федеральному закону N 67-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что в федеральном законодательстве отсутствует такое понятие как "принятие полномочий".
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения являются новым видом профилактических медицинских осмотров, обязательным для прохождения. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) за счет собственных средств. В том числе, на основании статьи 65 Федерального закона N 79-ФЗ финансирование федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В этой связи реализация положений проекта повлечет новые виды расходных обязательств, которые не исполнялись ни одним публично-правовым образованием.
С учетом изложенного в проекте необходимо учесть требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Одновременно обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 157425-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения обязательного медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ для отдельных категорий граждан".
Также обращаем внимание, что законопроект нуждается в лингвостилистической и юридико-технической доработке.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.