Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 287363-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ федеральными государственными гражданскими служащими, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенном депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести в некоторые федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", изменения направленные на установление обязательных плановых и внеплановых профилактических медицинских осмотров лиц, замещающих отдельные государственные и муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления ими наркотических и психотропных веществ. По итогам этих медицинских осмотров предлагается не наделять полномочиями лиц, результат медицинского осмотра которых оказался положительным, либо отказавшихся от прохождения такого осмотра, а также прекращать в указанных случаях полномочия этих лиц, если они уже наделены данными полномочиями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ" имеется в виду "от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ"
В связи с данными предложениями следует отметить, что ряд вопросов, на решение которых направлена данная законодательная инициатива уже урегулированы действующим законодательством.
Так, в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является основанием для расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.
В отношении муниципальных служащих аналогичная норма установлена подпунктом "б" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В развитие указанных положений издан Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 984н "Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения". Этим приказом предусмотрено ежегодное прохождение государственными и муниципальными служащими диспансеризации с участием врача психиатра-нарколога и определено, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ относятся к заболеваниям, препятствующим поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу и ее прохождению.
Кроме того, проведение профилактического медицинского осмотра, в том числе в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено статьей 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Что касается введения обязательных плановых и внеплановых профилактических медицинских осмотров в целях выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, то следует отметить, что данный вопрос требует дополнительной проработки и обоснования.
Так, редакция законопроекта не в полной мере соответствует целям, сформулированным в пояснительной записке, поскольку его авторами предлагается распространить действие законопроекта только на лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности, либо на тех лиц, которые избраны, но не вступили в должность. При этом в пояснительной записке не оговариваются причины, по которым из Сводного перечня государственных должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32, выбраны именно эти государственные должности.
Согласно предлагаемым изменениям действующей редакции Федерального закона N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", профилактический осмотр является "условием для принятия лицом полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы". Данное положение не соответствует Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральному закону от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающим ограничения для наделения полномочиями члена Совета Федерации и для избрания депутатом Государственной Думы.
Законопроектом профилактический осмотр также устанавливается в качестве "условия для принятия полномочий" депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Предлагаемая норма не соответствует Федеральному закону N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, в пояснительной записке отмечается, что необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена возникновением новых вызовов и угроз, связанных с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков и что все перечисленные в тексте законопроекта лица, будучи представителями государства и его органов на местах, обязаны не только осуществлять предусмотренные для них обязанности, но и быть моральным и этическим примером для молодого поколения. Однако из пояснительной записки не ясно, каким образом предлагаемые законопроектом меры могут противодействовать указанным негативным тенденциям.
С учетом вышеизложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает, что проект федерального закона N 287363-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ федеральными государственными гражданскими служащими, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым, не может быть поддержан в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.