Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 287363-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ федеральными государственными гражданскими служащими, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесённому депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 июля 2013 года (протокол N 105, пункт 135) Комитетом Государственной Думы по охране здоровья рассмотрен проект федерального закона N 287363-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ федеральными государственными гражданскими служащими, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесённый депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым.
Законопроектом предлагается внести в ряд законодательных актов, в числе которых Федеральный закон "О государственной гражданской службе" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изменения, предусматривающие обязательное прохождение лицами, указанными в названии законопроекта, плановых и внеплановых профилактических медицинских осмотров с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических и психотропных веществ.
Цель всех изменений - "обязанность представителей государства и его органов на местах быть моральным и этическим примером для молодого поколения, которые, увидев практику увольнения лиц, чьи результаты осмотров с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ оказались положительными, будут обладать дополнительными причинами не употреблять наркотические и психотропные вещества". По мнению авторов, такие профилактические осмотры относятся к ряду "комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей".
Однако авторы не приводят никаких статистических данных о масштабах немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ государственными служащими, поэтому трудно оценить вклад предлагаемых мер в решение важнейших задач в сфере борьбы с распространением и потреблением наркотиков.
Действующим законодательством уже предусмотрено проведение медицинских осмотров с участием врача-нарколога, как при поступлении на государственную службу, так и во время ежегодной диспансеризации государственных служащих.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту авторы указывают, что проведение профилактических медицинских осмотров с целью выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение, т.е. это не вызовет дополнительных расходов бюджетных систем.
Следует помнить, что при проведении массового тестирования чаще всего применяется наиболее доступный для выявления метаболитов наркотиков в моче иммунохроматографический экспресс-метод исследования биологических сред (при помощи индикаторных тест-полосок). Данный метод эффективен только в случае употребления веществ, незадолго до тестирования. Однако достоверные результаты могут выявить лишь методы, устанавливающие факт употребления наркотика за более длительный период, после того как сам наркотик уже выведен из организма. Для них требуется дорогостоящая техника, оборудование, специально подготовленный персонал. Ни в одной стране мира сплошное тестирование (даже учащихся) не проводится, так как это экономически нецелесообразно, ведь процент выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ таким методом не превышает сотых долей процента.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию данного законопроекта.
Председатель Комитета |
С. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.